Вчера вице-президент Альянса туристических агентств Алексан Мкртчян лишил нас хорошей возможности позубоскалить и тем самым немного улучшить свое осеннее настроение. Он опроверг сообщение о некоем курьезном случае, широко растиражированном российскими и турецкими СМИ. Новость касалась группы российских туристов, которых отечественное турагентство якобы отправило в турецкий Мардин вместо испанского Мадрида. В России эту новость опубликовали «Известия», РИА Новости, «Сноб», «Ведомости».
В действительности фейк был рожден хитрыми турками. 9 ноября о «происшествии» сообщил портал Yeni Akit. По данным СМИ, несмотря на ошибку, россиянам очень понравился Мардин. Спустя некоторое время туристов отправили в Испанию. При этом название туроператора портал не указал.
«Это фейк, мы выяснили. Это даже невозможно. Мэр Мардина решил пропиариться. Он вспомнил историю, когда туристы из Швейцарии в 2018 году вместо Ростова-на-Дону приехали на чемпионат мира в Ростов Великий. Но тогда хотя бы была одна страна, а здесь, чтобы попасть в Испанию, во-первых, нет прямых рейсов, а билеты туда стоят в три раза дороже, чем в Турцию, — сказал Мкртчян.
Что ж, не удалось вам посмеяться над незадачливыми туристами и недотепистым туроператором, посмейтесь над отличившимся немалой безголовостью Старпером.
Весной 2018 года я вместе с женой и дочерью находился в долгом путешествии по северу Испании, югу Франции и паре ближних к французской границе городов Италии. Дело для нас обычное: в какой-то момент мы решили употреблять практически весь семейный доход на поездки по Европе.
В последнем испанском городе, Сан-Себастьяне, я сдал арендованную машину, и через Пиренеи мы переехали на поезде во французский Андай. Оттуда у нас был забронирован автобус до Тулузы. В ожидании его отправки мы решили подкрепиться. Я спросил у прохожего, где бы он нам порекомендовал пообедать.
«А вы где желаете – во Франции или в Испании?» - получил я неожиданный ответ, вызвавший немалое недоумение.
На самом деле, если я правильно помню, от Сан-Себастьяна до Андая всего 19 км. Я предположил, что француз, видя в нас иностранных туристов, решил для себя, что продолжением нашего маршрута будет Испания. Все оказалось проще. Дело в том, что река Бидасоа, на берегу которой мы как раз стояли и где должны были садиться на автобус, является пограничной между Францией и Испанией.
В своей подготовке к будущей поездке я этот момент упустил, и данное обстоятельство стало для нас пикантной неожиданностью. Посоветовавшись, мы решили, что интереснее будет вновь подобным образом вернуться в Испанию.
Мы прошли по мосту через реку, далеко не маленькую, но по ширине уступающую нашей Неве в любой точке города, и au revoir France – hola España. Наш выбор оказался верным: в находившемся на другом берегу городке Ируне нам рассказали, что французы сами предпочитают столоваться и закупаться у них.
После Тулузы мы побывали в Каркассонне, а оттуда наш план вел нас в Арль. Это место, в числе прочего, интересно тем, что в его пригороде находится психиатрическая больница, в которой лечился Ван Гог. Ее он изобразил на ряде своих полотен.
Начиная с Тулузы, мы пользовались уже другой, французской машиной. Перед отъездом из Каркассонна я завел в ее навигатор нашу конечную цель - Арль. На первые введенные буквы названия навигатор услужливо предложил продолжение «Arles-sur-Tech». Если перевести название (пусть они и не переводятся), то получается «Арль-на-Теке». Врать не буду, что это за Тек, я не знал. Понятно было, что река, но я о такой не слышал. Для себя решил, что упомянутый титул – это полное имя города. Говорим же мы «Ростов», опуская «на Дону». Другое дело, что подобная небрежность в обращении с топонимами чревата приключениями вроде упомянутого выше, происшедшего на чемпионате мира. Но я никаких приключений для себя не ждал и с предложением навигатора согласился. Смутило, правда, что расстояние до этого Арля оказалось несколько большим, чем вычитанное мной при домашней подготовке к поездке. Но я отнес это к ошибке российского источника.
И вот мы едем и едем. Смотрю, на дорожных указателях поверх шоссе все чаще начинает упоминаться Андорра. Понимаю, что нас опять какой-то черт вновь несет к Пиренеям. Это показалось странным, но что делать: доедем и там разберемся. Приехали, зашли в попавшийся почти сразу маленький музей. Я спрашиваю у служительницы: «Как нам попасть в музей Ван Гога?». Она на меня непонимающие глаза: «Здесь такого музея нет». Я про себя: «Не знает тетушка своих героев». – «Ну как же, он у вас в психиатричке лечился». – «Никто у нас не лечился. У нас и психиатрички нет».
Что-то тут не так. Достаю свои распечатки, показываю. «А, так вам в Арль надо». – «А это что, не Арль?» - «Арль. Но Арль-сюр-Тек. Тот Арль больше нашего и в другой стороне».
Что тут делать? Потеряли какое-то время, чтобы досюда доехать, на бензин потратились... Не уезжать же сразу. Для начала прошлись по этому музейчику, потом по городку. Оставил у всех нас очень приятное впечатление, так что даже жена раздумала пилить меня за ошибку. Думается, и здесь художник не хуже мог подлечиться. Природа, пониаешь, архитектура... Пусть и без докторов.
В итоге дополнительный крюк оказался равным примерно 250 км. Но мы о приключении не пожалели. Такие вещи тоже хранятся в копилках памяти. В воспоминаниях о путешествиях они из памяти не выветриваются. Не то что музеи: в их случае происходит наложение впечатлений, и многое забывается.
А сейчас вот что. Меня тут недавно упрекали, что, мол, рассказываю всякую ерунду – ни к селу, ни к городу.
Научили. К сегодняшней ерунде добавлю полезное. Будьте внимательны в обращении с навигаторами!
ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2613 ДНЕЙ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА")