Мы привыкли считать Северную Корею оплотом тоталитаризма. Мол, граждане там ходят строем, никто их страны не выезжает, все трудятся за копейки и у каждого в доме висят портреты Ким Чен Ына. А еще считается, что в КНДР все дорого, и нормальной еды там днем с огнем не сыщешь. Так это или нет – попробуем разобраться.
Начнем с еды и товаров народного потребления. Большинство среднестатистических граждан Северной Кореи действительно скудно питаются. В их рационе преобладают дешевые для этого региона рис и овощи. А вот с мясом и морепродуктами северокорейцы встречаются только по большим праздникам.
Туристы, которым удается посетить страну, удивляются скудному ассортименту в магазинах КНДР. В голове не укладывается, как в 20-е годы ХХI века прилавки могут быть пустыми, а все необходимое раздаваться по талонам. Люди, заставшие развал СССР, сразу проведут параллели с голодными 90-ми. Или еще дальше – с послевоенными годами, когда хлеб продолжали раздавать по карточкам.
Сложно поверить, что в век научно технического прогресса люди до сих пор приобретают одежду по талонам. И не какую-нибудь там модную. Мужская одежда в КНДР больше похожа на робу строителей, а женская - на халаты колхозниц. Здесь нет ничего яркого и вычурного. Здесь нет никакого поля для самовыражения. Потому и прически для представителей обоих полов можно носить только разрешенные. Никаких длинных волос, никаких голубых, зеленых или (Боже упаси!) розовых красителей.
Северокорейцы в общей своей массе похожи друг на друга. Нет, не разрезом глаз, а своей безликостью. Они живут и трудятся от праздника до праздника в надежде "пошиковать", получив специальный продуктовый набор. В такой набор входят, например, водка и конфеты. Ну, чтобы стресс залить и серотонинчик в мозге повысить.
Вот почему граждане КНДР - сплошь невысокие и худосочные. Скудность рациона дает о себе знать. Тем не менее, продолжительность жизни в стране относительно велика – 71 год.
Нет, не потому, что бесплатная медицина в стране находится на высоком уровне. Это все потому, что обзаводиться вредными привычками в лице табака, алкоголя или обжорства – крайне дорого.
Особый интерес представляют жилища северокорейцев. Снаружи их дома могут производить впечатление ухоженных и недавно отремонтированных. Но внутри там преобладает интерьер из фильмов Балабанова.
Где-то минималистичный и очень скудный, где-то полуразрушенный. Ну нет у рядового гражданина северной Кореи денег на ремонт жилья. Да и материалов отделочных в магазинах тоже нет. Вернулись туда, откуда начали - достаток у граждан КНДР крайне низкий.
Но где же они все работают?
На самом деле около 1 процента населения КНДР проживают в трудовых лагерях. А все остальные начинают свой трудовой день почти с первыми петухами – в 6 утра. Но отправляются на работу "к станку" они в чем попало и как попало. Ни о каком душе по утрам речи быть не может, ведь вода в КНДР (как и электричество) подается по часам.
Личные авто для северокорейцев до сих пор большая роскошь. Можно только представить какой смрад стоит от немытых граждан в общественном транспорте. Ведь на духи и дезодоранты, чтобы хоть как-то замазать это безобразие, у них денег тоже нет. В пригородах так и вовсе отсутствует центральное водоснабжение.
Да и с самим транспортов в стране большие перебои. Добираться северокорейскому "стахановцу" до фабрики или завода приходится часами. Каждый рабочий день начинается с ознакомления партийной прессы. Так и хочется воскликнуть: "Верной дорогой идете, товарищи!"
А выходной в КНДР только один. И главными кормильцами в семьях являются женщины. Но мы то знаем, как государства разных "прогрессивных" стран оценивает женский труд на фабриках, заводах, в яслях, в школах и социальных организациях. Эта оплата чуть-чуть побольше самого минимального минимума. Главное ведь сказки красивые рассказывать о счастливом светлом будущем. Согласно этой утопии все будут равны.
Но сейчас до светлого будущего Северной Корее пока далеко. Ведь общество, по сути, здесь делится на три касты. Первая находится в привилегированном положении. Она очень похожа на советскую элиту времен застоя. И деньжата водятся, и связи имеются, и люксовые бренды носятся. Нетрудно догадаться, что вторая каста – это практически все жители северной Кореи, живущие в бедности.
А вот третья… Это так называемые враги. Они работают на самой тяжелой и "черной" работе – на рудниках, шахтах и металлургических комбинатах. Кстати, попасть в касту "изгоев", которые не имеют никаких прав, легко можно по доносу. Прямо как в 1937 году в СССР.
Ну и, разумеется, в КНДР есть смертная казнь. Она предусмотрена аж за 6 статей, среди которых такая "безобидная", как контрабанда. Это чтобы неповадно было блага с просторов загнивающего "капитализма" в страну ввозить.