Елена Хаецкая, наверное, хорошо знакома любителям фантастики. Я этот жанр тоже уважаю, но до сих пор ничего не читала у автора. Более того - даже не слышала это имя. Но не так давно в книжных сообществах "Космическую тетушку" порекомендовали, с небольшой временной разницей, аж дважды. А потом и уважаемый мной ютубер отозвался о главной героине как об одном из любимых женских персонажей.
Намек, как говорится, понят. И хотя название казалось скучным и старомодным, а обложка и вовсе отталкивала (как позже выяснилось, и автора тоже), книгу я нашла и прочитала.
И это было чудесно, стоило лишь оправиться от первого удивления.
Слог Хаецкой - очень своеобразный, ни на что не похожий. Манера повествования тоже весьма своеобычна, да и главные герои не вполне типичны. Раньше мне ничего подобного не встречалось. Нас сразу бросают в мир Эльбеи, во владения древнего аристократического рода Анео, одна часть представителей которого пытается вести жизнь, положенную аристократам. А вторая - творит и вытворяет. Но в глубине души, кажется, любой из Анео - чудак и большой оригинал.
"Искусство "нового формализма" у нас в доме все терпеть не могли, но отец считал нужным создавать у гостей иллюзию, будто мы шагаем в ногу со временем. Кроме того, он избавлялся от сотрудников, которые восхищались этой статуей".
Повествование, по сути - рассказ в рассказе. Главный герой - подросток Теода Анео, рассказывает о себе и своей семье, но прежде всего - о своей тетушке, старшей сестре отца, связавшую свою жизнь с космосом. Приключения Бугго Анео (зачастую не вполне законопослушные) и становятся стержнем книги и наиболее динамичной ее частью.
Главы о мальчике - тягучие, неспешные, с явным оттенком то ли магического реализма, то ли постмодернизма. Рассказы о приключениях Бугго Анео пропитаны юмором, неожиданными сюжетными ходами и легкой долей абсурда в стиле Дугласа Адамса и его "Автостопом по Галактике".
"- Ладно, - решила Бугго. - Давайте говорить о чем-нибудь более жизнеутвержающем.
- Давайте.
- Вам случалось убивать людей?"
В тексте много ярких, запоминающихся, хлестких образов. Например: "...цифры так и сыпались вокруг собеседников, словно искры из костра, когда в нем ворочают корягу". Есть место и парадоксальным выводам: "Когда у людей накопилось слишком многов всего, что они могли бы сказать друг другу, им лучше вообще не встречаться". Распространен и черный юмор: "Сделать нового человека дешевле и проще, чем починить старого".
Автор не стесняется вставлять злободневные отсылки:
"Эпоха гуманотолерантности сделала свое дело: люди в большинстве вырастали терпимыми к любой глупости и более всего опасались за целостность своего тельца. Они питались экологически чистыми продуктами и не возражали резкостью на резкость".
Моментами в повествовании можно увидеть явные параллели с реальными историческими событиями, без обиняков представленными в интерпретации автора. И сложно сказать, восхищает это или пугает. В целом геополитике посвящено немало мест. Обычно я такое не люблю, но тут была впечатлела и историей диктатора, и трагедией на Овелэ.
"- Только не говорите, что эпидемию тоже устроили сознательно! - взмолился Иза Таган.
- Насчет эпидемии я копать не стал, - признался учитель.
Иза чуть раздвинул пальцы, глянул в просвет.
- Почему?
- Испугался, - сказал Рабода".
Актуально, как никогда и как прочее, что можно цитировать из книги страницами...
Главная героиня, собственно сама космическая тетушка, сначала приводит в ступор, потом восхищает, потом в нее безоглядно влюбляешься. И это реакция не только читателя, но и окружающих ее персонажей. Кажется, Бугго Анео ничего не боится, кроме одного: жить не так, как хочется. Правила - для других. Однако на поверку постоянно устраиваемая ею анархия оказывается гуманнее и разумнее любых законов.
Команда космической старушки "Ласточки" под стать своему капитану. Прежде всего это - хронический неудачник, притом давно смирившийся с этим, помощник капитана Хугебурка, чью жизнь волшебным образом преобразит Бугго:
"Он чувствовал, что его тормошат, вытряхивают из оцепенения, в которое он погрузился много лет назад, и сам не понимал, нравится ему это или нет".
Чуть позже присоединились судовой кок Калмине Антиквар и механик Охта Малек: оба персонажа по-своему необычные и интересные, идеально вписавшиеся в уже сложившийся дуэт Бугго - Хугебурка. Вместе эти четверо пройдут сквозь огонь и воду, умудряясь выкручиваться даже из самых безвыходных ситуация и находить друзей везде, в любой среде, от пиратов до диктаторов.
Подробнее рассказывать об их особенностях и приключениях - только удовольствие портить или стихи в прозу переводить. Надо просто читать.
"Космическая тетушка" - история вполне законченная. Увы. Продолжения не будет, хотя сюжетно оно вполне возможно и одно время даже планировалось автором: в своем ЖЖ Хаецкая опубликовала несколько глав, которые и сегодня там можно найти. Но "где-то была допущена фальшивая нота, и проект временно застыл" https://haez.livejournal.com/528206.html - цитата оттуда, там же и история создания книги (пост от 2009 года).
Если вкратце, "Космическая тетушка" была задумана как космоопера. Первоначально выходила в виде отдельных рассказов в журнале "Если": "Страховка" (в 2004) и "Бугго и пираты" (в 2005). В 2005 роман вышел отдельной книгой в издательстве "Северо-Запад". С обложкой нам и автору пришлось просто смириться. Поначалу Хаецкая планировала вернуться к "Космической тетушке - 2". Но в 2018 году написала: "Я не дописала и честно говорю - не допишу, не буду даже браться, - продолжение "Космической тетушки". Ну не мое это - продолжения. Не получается. Чисто творческая причина".
Кстати, данная книга входит в условный цикл "Если некто идет в Эдем". Но к этому можно не привязываться и читать как отдельное произведение. Подробнее о цикле - тут: https://haez.livejournal.com/529302.html. Там же рассказано, как у автора зародилась идея написать об Райских островах, затерянных в космосе, и при чем тут эпиграф к книге.
"Космическая тетушка" произвела на меня большое впечатление (звучит как фраза из школьного сочинения, но так и есть). Я обязательно буду еще читать данного автора. Правда, ее творчество так обширно и запутано, что несложно поначалу и растеряться. Вот примерный список одних только псевдонимов:
- Гай Аноним (Gaius Anonimus)
- Дуглас Брайан (Douglas Brian)
- Дарья Иволгина
- Владимир Ленский
- Мэделайн Симонс
- Елена Толстая
- Ярослав Хабаров
Разобраться в этом хаосе опять-таки поможет ЖЖ Хаецкой с подробной библиографической справкой обо всех написанных вещах, включая коммерческие вроде Конана. Кстати, книги "для денег" как раз и маркировались псевдонимами, а "для себя" подписывались собственной фамилией. Надеюсь, уже скоро нырну в это море в надежде найти что-то похожее на "Космическую тетушку".
P.S.: Некоторые же вещи под псевдонимами сама Хаецкая характеризует как годные, написанные от души, хоть и по заказу (либо рамки заказа оказались впору и совпали с авторскими представлениями).