Найти тему
Записки от безделья

Елена Хаецкая "Космическая тетушка" (2005)

Елена Хаецкая, наверное, хорошо знакома любителям фантастики. Я этот жанр тоже уважаю, но до сих пор ничего не читала у автора. Более того - даже не слышала это имя. Но не так давно в книжных сообществах "Космическую тетушку" порекомендовали, с небольшой временной разницей, аж дважды. А потом и уважаемый мной ютубер отозвался о главной героине как об одном из любимых женских персонажей.

Собственно уважаемый ютубер Оксана, чей подбор книг сильно отличаяется от остальных книжных каналов, по большей части сделанных под копирку.
Собственно уважаемый ютубер Оксана, чей подбор книг сильно отличаяется от остальных книжных каналов, по большей части сделанных под копирку.

Намек, как говорится, понят. И хотя название казалось скучным и старомодным, а обложка и вовсе отталкивала (как позже выяснилось, и автора тоже), книгу я нашла и прочитала.

И это было чудесно, стоило лишь оправиться от первого удивления.

Слог Хаецкой - очень своеобразный, ни на что не похожий. Манера повествования тоже весьма своеобычна, да и главные герои не вполне типичны. Раньше мне ничего подобного не встречалось. Нас сразу бросают в мир Эльбеи, во владения древнего аристократического рода Анео, одна часть представителей которого пытается вести жизнь, положенную аристократам. А вторая - творит и вытворяет. Но в глубине души, кажется, любой из Анео - чудак и большой оригинал.

"Искусство "нового формализма" у нас в доме все терпеть не могли, но отец считал нужным создавать у гостей иллюзию, будто мы шагаем в ногу со временем. Кроме того, он избавлялся от сотрудников, которые восхищались этой статуей".

Повествование, по сути - рассказ в рассказе. Главный герой - подросток Теода Анео, рассказывает о себе и своей семье, но прежде всего - о своей тетушке, старшей сестре отца, связавшую свою жизнь с космосом. Приключения Бугго Анео (зачастую не вполне законопослушные) и становятся стержнем книги и наиболее динамичной ее частью.

Илл. Виктора Базанова ("Если", 2004)
Илл. Виктора Базанова ("Если", 2004)

Главы о мальчике - тягучие, неспешные, с явным оттенком то ли магического реализма, то ли постмодернизма. Рассказы о приключениях Бугго Анео пропитаны юмором, неожиданными сюжетными ходами и легкой долей абсурда в стиле Дугласа Адамса и его "Автостопом по Галактике".

"- Ладно, - решила Бугго. - Давайте говорить о чем-нибудь более жизнеутвержающем.
- Давайте.
- Вам случалось убивать людей?"

В тексте много ярких, запоминающихся, хлестких образов. Например: "...цифры так и сыпались вокруг собеседников, словно искры из костра, когда в нем ворочают корягу". Есть место и парадоксальным выводам: "Когда у людей накопилось слишком многов всего, что они могли бы сказать друг другу, им лучше вообще не встречаться". Распространен и черный юмор: "Сделать нового человека дешевле и проще, чем починить старого".

Автор не стесняется вставлять злободневные отсылки:

"Эпоха гуманотолерантности сделала свое дело: люди в большинстве вырастали терпимыми к любой глупости и более всего опасались за целостность своего тельца. Они питались экологически чистыми продуктами и не возражали резкостью на резкость".

Моментами в повествовании можно увидеть явные параллели с реальными историческими событиями, без обиняков представленными в интерпретации автора. И сложно сказать, восхищает это или пугает. В целом геополитике посвящено немало мест. Обычно я такое не люблю, но тут была впечатлела и историей диктатора, и трагедией на Овелэ.

"- Только не говорите, что эпидемию тоже устроили сознательно! - взмолился Иза Таган.
- Насчет эпидемии я копать не стал, - признался учитель.
Иза чуть раздвинул пальцы, глянул в просвет.
- Почему?
- Испугался, - сказал Рабода".

Актуально, как никогда и как прочее, что можно цитировать из книги страницами...

Главная героиня, собственно сама космическая тетушка, сначала приводит в ступор, потом восхищает, потом в нее безоглядно влюбляешься. И это реакция не только читателя, но и окружающих ее персонажей. Кажется, Бугго Анео ничего не боится, кроме одного: жить не так, как хочется. Правила - для других. Однако на поверку постоянно устраиваемая ею анархия оказывается гуманнее и разумнее любых законов.

Илл. Сергея Шехова ("Если", 2005)
Илл. Сергея Шехова ("Если", 2005)

Команда космической старушки "Ласточки" под стать своему капитану. Прежде всего это - хронический неудачник, притом давно смирившийся с этим, помощник капитана Хугебурка, чью жизнь волшебным образом преобразит Бугго:

"Он чувствовал, что его тормошат, вытряхивают из оцепенения, в которое он погрузился много лет назад, и сам не понимал, нравится ему это или нет".

Чуть позже присоединились судовой кок Калмине Антиквар и механик Охта Малек: оба персонажа по-своему необычные и интересные, идеально вписавшиеся в уже сложившийся дуэт Бугго - Хугебурка. Вместе эти четверо пройдут сквозь огонь и воду, умудряясь выкручиваться даже из самых безвыходных ситуация и находить друзей везде, в любой среде, от пиратов до диктаторов.

Подробнее рассказывать об их особенностях и приключениях - только удовольствие портить или стихи в прозу переводить. Надо просто читать.

Обратная сторона книги.
Обратная сторона книги.

"Космическая тетушка" - история вполне законченная. Увы. Продолжения не будет, хотя сюжетно оно вполне возможно и одно время даже планировалось автором: в своем ЖЖ Хаецкая опубликовала несколько глав, которые и сегодня там можно найти. Но "где-то была допущена фальшивая нота, и проект временно застыл" https://haez.livejournal.com/528206.html - цитата оттуда, там же и история создания книги (пост от 2009 года).

Если вкратце, "Космическая тетушка" была задумана как космоопера. Первоначально выходила в виде отдельных рассказов в журнале "Если": "Страховка" (в 2004) и "Бугго и пираты" (в 2005). В 2005 роман вышел отдельной книгой в издательстве "Северо-Запад". С обложкой нам и автору пришлось просто смириться. Поначалу Хаецкая планировала вернуться к "Космической тетушке - 2". Но в 2018 году написала: "Я не дописала и честно говорю - не допишу, не буду даже браться, - продолжение "Космической тетушки". Ну не мое это - продолжения. Не получается. Чисто творческая причина".

Кстати, данная книга входит в условный цикл "Если некто идет в Эдем". Но к этому можно не привязываться и читать как отдельное произведение. Подробнее о цикле - тут: https://haez.livejournal.com/529302.html. Там же рассказано, как у автора зародилась идея написать об Райских островах, затерянных в космосе, и при чем тут эпиграф к книге.

"Космическая тетушка" произвела на меня большое впечатление (звучит как фраза из школьного сочинения, но так и есть). Я обязательно буду еще читать данного автора. Правда, ее творчество так обширно и запутано, что несложно поначалу и растеряться. Вот примерный список одних только псевдонимов:

  • Гай Аноним (Gaius Anonimus)
  • Дуглас Брайан (Douglas Brian)
  • Дарья Иволгина
  • Владимир Ленский
  • Мэделайн Симонс
  • Елена Толстая
  • Ярослав Хабаров
И это все она)
И это все она)

Разобраться в этом хаосе опять-таки поможет ЖЖ Хаецкой с подробной библиографической справкой обо всех написанных вещах, включая коммерческие вроде Конана. Кстати, книги "для денег" как раз и маркировались псевдонимами, а "для себя" подписывались собственной фамилией. Надеюсь, уже скоро нырну в это море в надежде найти что-то похожее на "Космическую тетушку".

ЖЖ Елены Хаецкой. Так же ее можно найти в ВК.
ЖЖ Елены Хаецкой. Так же ее можно найти в ВК.

P.S.: Некоторые же вещи под псевдонимами сама Хаецкая характеризует как годные, написанные от души, хоть и по заказу (либо рамки заказа оказались впору и совпали с авторскими представлениями).