Найти тему
Елена Каюрова

Качественная коммуникация — секреты и методики

Оглавление

Есть четыре важных аспекта, на которые надо обращать внимание, если вы хотите выстроить качественную коммуникацию:

- Наблюдение

- Определение чувств

- Понятные формулировки в речи

- Озвучивание потребностей

К каждому из этих параметров можно применить несколько лайфхаков, чтобы выстроить качественную коммуникацию.

1. Наблюдение

Наблюдать — это считывать, как себя ведёт ваш собеседник: как меняется тембр, громкость или скорость его речи, как располагается его тело во время беседы, подмечать какие-то иные особенности его поведения.

Лайфхак: наблюдая за тем, как ведёт себя собеседник, подстроиться под него, под его поведение.

Вы разговариваете с человеком, который перекрестил руки на груди, а ноги закинул одна на другую. Наверняка вы слышали, что, когда собеседник принимает такую позу, он пытается закрыться, ему некомфортно. Что делать?

Отзеркальте собеседника и примите такую же закрытую, скукоженную позу. Продолжая разговаривать, начинайте разворачиваться: сначала расцепите ноги, потом руки, начните жестикулировать. Вы увидите магию — собеседник тоже раскроется.

Так работают зеркальные нейроны — человек неосознанно копирует поведение собеседника.

К этому способу можно прибегать тогда, когда вам надо донести до собеседника какую-то мысль. «Закрытому» человеку вы никогда не сможете что-либо донести, сначала надо настроить его на коммуникацию. И когда вы копируете и таким образом помогаете человеку напротив себя раскрыться, он расслабляется, и коммуникация происходит лучше.

То же самое можно делать с подстройкой под голос.

Если собеседник переходит на высокий тон, подстройтесь под него и начните постепенно снижать голос — и человек напротив тоже начнёт снижать голос.

Некоторые люди в разговорах автоматически начинают разговаривать громко, даже если они в этот момент не спорят и не доказывают свою точку зрения — просто у них есть внутренние причины, по которым им необходимо повышать голос.

И во время разговора такой собеседник распаляется и начинает говорить громче и громче, не осознавая, что этим может приносить дискомфорт.

Отзеркаливание речи поможет снизить её громкость, но только если вы ведёте адекватный разговор с собеседником, а не спорите или ругаетесь.

2. Определение чувств

Это о том, чтобы в моменте ловить эмоции и чувства собеседника и определять их.

Работает только в случае прямой коммуникации — лицом к лицу.

В процессе общения вы замечаете, что с собеседником что-то не так — вам кажется, что он злится, обиделся, загрустил или испытывает какую-то другую эмоцию, которая мешает коммуникации.

Лайфхак: задайте ртом прямой вопрос. Он строится по конструкции: «У меня складывается ощущение, что ты сейчас злишься/обижаешься/расстроен». Очень важно после этого сделать паузу и выждать, пока человек сам ответит.

Обратите внимание, что главное здесь — «складывается ощущение». Не «кажется» — потому что на конструкцию с «Мне кажется» уже давно принято отвечать «Тебе кажется», «Когда кажется, креститься надо». У слова «кажется» негативная окраска, которая может изменить весь тон общения.

А когда вы говорите о своих ощущениях, ничего не предлагая или навязывая, у собеседника есть свобода выбора ответа. Это коммуникативная игра, которая облегчает общение с человеком, если появляется накал, агрессия, обиды.

3. Понятные формулировки

Абсолютное большинство людей не умеют изъясняться понятными формулировками, потому что не задумываются, что и как они говорят. Это приводит к дополнительным объяснениям, которые начинаются с любимой многими фразы — «Я имела в виду…».

Лайфхак: есть техника работы с речью, которая поможет понять, как вы формулируете свою речь. Техника не быстрая, но очень рабочая.

Вы записываете свой диалог с кем-то на диктофон. Потом садитесь и переводите аудио в письменный вид так, чтобы получилось подобие диалога из художественной книги. Перепишите диалог, и отложите записи на пару дней.

Потом вернитесь и перечитайте. Ваша цель — понять, о чём говорили собеседники исходя из записанного.

Эта техника поможет увидеть, где собеседник понял вас так, как понял через свою призму. И где вы тоже поняли так, как поняли — через свою.

Только так вы увидите, где ваши формулировки в речи непонятны.

Ещё один лайфхак: разговаривать с собеседником на понятном ему языке.

80-летний человек вряд ли поймёт слово «кринж», а человек со сниженной лексикой — высокопарные обороты речи.

4. Озвучивание своих потребностей.

Мы часто боимся признаться другим, что нам что-то непонятно в коммуникации с ними.

Но если вы хотите качественной коммуникации, вам придётся научиться озвучивать, что вы хотите: говори помедленнее; повтори ещё раз, пожалуйста; я не понимаю, объясни по-другому и т. д.

Озвучивайте свои потребности и намерения в коммуникации всегда: «Я хочу с тобой поговорить, чтобы…». Потому что если вы не озвучиваете потребности в коммуникации, то вы в коммуникации — терпила.

Безусловно, если вам сложно озвучивать потребности в диалоге с другими людьми, то сначала вам надо проработать те вещи, которые мешают жить и делают из вас терпилу и жертву обстоятельств.

Качественная коммуникация — залог, что в жизни вы будете получать больше. Потому что коммуникация с другими людьми — это тоже наша жизнь.

Если публикация показалась вам полезной и интересной, прошу поставить лайк и поделиться ей в соцсетях. Не забывайте подписываться на канал. Спасибо!


Полезные статьи на похожие темы:
Как научиться общаться гибко?
Гибкость в коммуникации