Производство легких танков
Согласно Постановлению ГКО № 811 от 19 октября 1941 г., в Свердловск на промышленную базу заводов «Металлист» и им.Воеводина было эвакуировано оборудование Московского завода им.Орджоникидзе, Московского автомобильного завода им.КИМ и Подольского машиностроительного завода. В результате этого слияния был создан Свердловский завод № 37 им. Орджоникидзе.
Директором завода № 37 был назначен Г.Р. Фрезеров, руководивший заводом до 1943 г.
КБ завода № 37 в эвакуации возглавил Гурген Суренович Суренян. Весной 1942 г. начальником КБ был назначен Н.А. Попов.
15 декабря в Свердловске был собран первый танк Т-30. В декабре 1941 - феврале 1942 г. завод построил 200 легких танков Т-30, используя вывезенные на Урал корпуса, узлы и агрегаты.
Со второй половины февраля завод перешел к выпуску танков Т-60. Одновременно совершенствовалась конструкция машины и упрощалось производство. С мая 1942 г. завод № 37 собирал модернизированные Т-60.
Постановлением ГКО № 2120 от 28 июля 1942 г. выпуск легких танков на заводе № 37 прекращался. Предприятие становилось смежником Уралмашзавода по производству танков Т-34.
Всего завод построил 1033 танка Т-60. Последние машины были доукомплектованы и переданы армии в феврале 1943 г.
Производство комплектующих бронетанковой техники
Помимо собственно танков, Урал стал базой для производства важнейших комплектующих бронетанковой техники.
Осенью 1941 г. на базу Челябинского тракторного завода был эвакуирован Харьковский дизель-моторный завод № 75. Главным конструктором ЧКЗ по двигателям был назначен И.Я. Трашутин.
Кроме того, танковые двигатели строил завод № 76 в Свердловске, который был создан 13 декабря 1941 г. в результате эвакуации на базу Уральского турбинного завода Кировского и Харьковского турбогенераторных заводов.
Директор завода № 76 И.И. Лисин в октябре 1941 г. был снят с работы за невыполнение производственной программы. Вместо него назначен Д.Е. Кочетков, работавший директором до 1944 г., затем заводом руководил И.С. Савельев.
Главным конструктором завода № 76 по двигателям всю войну работал Т.П. Чупахин.
Производство двигателей типа В-2 на Урале в годы Великой Отечественной войны
В октябре 1941 г. в Челябинск из Москвы был эвакуирован и размещен в гараже строительного треста завод № 255, развернувший выпуск электрооборудования для средних и тяжелых танков и САУ.
8 ноября 1931 г. начал работу первый на Урале Егоршинский радиозавод в г. Артемовский Свердловской области. Осенью 1941 г. в соответствии с постановлением СНК от 16.08.1941 г. завод принял оборудование Киевского радиозавода. По приказу НКЭП № 264с от 5.09.1941 г. на базе Киевского и Егоршинского заводов был организован объединенный завод № 626 подчиненный Главрадиопрому.
Директором завода в 1941-42 гг. работал И.М. Кановский, в 1942-45 гг. – Г.А. Постников.
Завод № 626 начал выпуск танковых переговорных устройств, представлявших собой системы внутританковой телефонной связи с оптическим вызовом. ТПУ работали при помощи микрофона с кнопкой. ТПУ-3 было рассчитано на трех абонентов, ТПУ-4 – на четырех.
С апреля 1943 г. завод перешел на выпуск устройства ТПУ-бис, а затем – ТПУ-бис-Ф, в которых микрофон заменен ларингофонами.
До конца 1941 г. заводом было выпущено 380 устройств, в 1942 г. – 20 160, в 1943 г. – 28 287.
1 июня 1945 г. выпущен 100-тысячный комплект ТПУ., т.е. практически все танки и САУ, построенные в СССР в годы войны оснащались уральскими ТПУ.
23 июня 1941 г. приказом Наркома черной металлургии Магнитогорскому и Ново-Тагильскому металлургическим заводам была поставлена задача – организовать выпуск броневого проката.
Для предприятий задача осложнялась тем, что броневая легированная сталь варилась в доменных печах с «кислым» подом, в то время, как в Магнитогорске и Нижнем Тагиле домны были с «основным» подом. Кроме того, отсутствовало и соответствующее прокатное оборудование.
Для броневой стали первоначально выход был найден в использовании дуплексного метода: в «основной» печи максимально удалять серу и фосфор из расплава, а затем в специально оснащенной мартеновской печи, переделанной в «кислую», доводить металл до нужного качества.
23 июля 1941 г. на третьей мартеновской печи Магнитогорского комбината была получена первая броневая сталь. По этой же технологии начал работать и Ново-Тагильский метзавод. Основным недостатком стало время плавки – 20 часов вместо 4-6 часов.
В сентябре 1941 г. при участи специалистов ЦНИИ-48 была отработана технология выплавки броневой стали в больших мартеновских печах с «основным» подом. 15 октября впервые в мировой практике Магнитка сварила броневую сталь в такой печи. Затем эта технология была передана в Нижний Тагил.
Проблема с прокатными станами была решена в результате эвакуации. В Магнитогорск перевозили самый мощный в СССР броневой прокатный стан «4500» с Мариупольского завода им. Ильича и прокатный стан «2350» из Запорожья.
До прибытия прокатного стана было решено производить броневой лист на блюминге. 28 июля 1941 года был прокатан первый броневой лист.
15 октября 1941 г. был введен в действие эвакуированный прокатный стан «4500». В первой половине 1942 г. дополнительно заработал прокатный стан «2350», эвакуированный из Запорожья.
На площадях Ново-Тагильского завода было решено разместить прокатный стан «3500» Ижорского завода и блюминг «1150» Криворожского металлургического завода. 1 октября прокатный стан «3500» выдал первый броневой лист для завода № 183.
В итоге, Магнитогорский металлургический комбинат выпустил 50 % всей танковой брони, произведенной в СССР за годы войны, еще 30 % дал Нижнетагильский металлургический комбинат.