Найти тему

Производство бронетанкового вооружения на Урале. Краткий обзор. 1930-1945 гг. Часть 2.

Производство средних танков

11 сентября 1941 г. СНК СССР принял Постановление № 2059 о передаче в ведение Наркомата танковой промышленности среди прочих предприятий Уральского вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле.

12 сентября ГКО принял решение об эвакуации на площадку Уралвагонзавода Харьковского паровозостроительного завода № 183 и Мариупольского завода им. Ильича.

Панорама Уралвагонзавода. 1930-е гг. Фотография с сайта historyntagil.ru/zavod/4_362.htm
Панорама Уралвагонзавода. 1930-е гг. Фотография с сайта historyntagil.ru/zavod/4_362.htm

Кроме того, в Нижний Тагил было вывезена часть оборудования Московского станкостроительного завода, Харьковского тракторного завода, Бежицкого сталелитейного завода, завода «Красный пролетарий» и других.

Новое предприятие, на котором работало около 11 тысяч человек, получило наименование Уральский танковый завод № 183.

Директором завода был назначен Ю.Е. Максарев, главным конструктором – А.А. Морозов.

Максарев Юрий Евгеньевич (1903-1982). Фотография 1943 г. с сайта mstrok.ru/news/sumevshaya-sohranit-svoyo-imya-ulica-maksaryova
Максарев Юрий Евгеньевич (1903-1982). Фотография 1943 г. с сайта mstrok.ru/news/sumevshaya-sohranit-svoyo-imya-ulica-maksaryova
Морозов Александр Александрович (1904-1979). Фотография 1939 г. с сайта ru.wikipedia.org
Морозов Александр Александрович (1904-1979). Фотография 1939 г. с сайта ru.wikipedia.org

18 декабря 1941 г. в Нижнем Тагиле из привезенных из Харькова комплектующих собрали первый танк Т-34. К 31 декабря было сдано 25 машин.

Цех сборки танков Уральского танкового завода. Зима 1941-42 гг. Фотография из книги М. Барятинского «Т-34. История танка»//Бронеколлекция. 2003. Спецвыпуск.
Цех сборки танков Уральского танкового завода. Зима 1941-42 гг. Фотография из книги М. Барятинского «Т-34. История танка»//Бронеколлекция. 2003. Спецвыпуск.

Несмотря на постепенное наращивание производства: от 75 танков в январе до 225 – в марте, план первых трех месяцев 1942 г. выполнен не был. Харьковские узлы и агрегаты заканчивались, а с производством новых возникли серьезные трудности.

Участок сборки коробок передач. Уральский танковый завод. 1942 г. Фотография из книги «Боевые машины Уралвагонзавода. Т-34»
Участок сборки коробок передач. Уральский танковый завод. 1942 г. Фотография из книги «Боевые машины Уралвагонзавода. Т-34»

Конструкторам и технологам пришлось взяться за кардинальное упрощение конструкции машины и приспособление ее к особенностям производства в Нижнем Тагиле.

Установка двигателя. Уральский танковый завод. 1942 г. Фотография из книги «Боевые машины Уралвагонзавода. Т-34»
Установка двигателя. Уральский танковый завод. 1942 г. Фотография из книги «Боевые машины Уралвагонзавода. Т-34»

В технологический процесс была внедрена автоматическая сварка броневых деталей по методу академика О. Патона. К концу 1942 г. на заводе работало шесть сварочных автоматов.

Сварочный автомат. Уральский танковый завод. 1942 г. Фотография из книги «Боевые машины Уралвагонзавода. Т-34»
Сварочный автомат. Уральский танковый завод. 1942 г. Фотография из книги «Боевые машины Уралвагонзавода. Т-34»

Механосборочные и механообрабатывающие цехи постепенно переводились на поточно-конвейерный метод работы. 7 января 1942 г. был введен в действие первый конвейер сборки танков, 1 апреля – второй.

Конвейер сборки танков Уральского танкового завода. 1942 г.. Фотография из книги «Боевые машины Уралвагонзавода. Т-34»
Конвейер сборки танков Уральского танкового завода. 1942 г.. Фотография из книги «Боевые машины Уралвагонзавода. Т-34»

В ходе серийного производства продолжалось совершенствование машины. С середины марта 1942 г. танки, выпускаемые УТЗ получили новую литую башню шестигранной формы, а с лета – новые, более эффективные воздухоочистители типа «Циклон».

Конвейер сборки танков Уральского танкового завода. 1942 г. Фотография из книги «Боевые машины Уралвагонзавода. Т-34»
Конвейер сборки танков Уральского танкового завода. 1942 г. Фотография из книги «Боевые машины Уралвагонзавода. Т-34»

В связи с наступлением вермахта на Сталинградском направлении, к производству танка Т-34 был подключен и Уральский завод тяжелого машиностроения в Свердловске. В соответствии с Постановлением ГКО от 17 марта 1942 г. завод начал изготовление корпусов и башен для Нижнего Тагила.

Заготовка башни танка Т-34 в цехе Уралмашзавода.  Фотография с сайта: fotoload.ru/foto/615365/
Заготовка башни танка Т-34 в цехе Уралмашзавода. Фотография с сайта: fotoload.ru/foto/615365/

Постановлением ГКО № 2120 от 28 июля 1942 г. Уралмаш обязывался освоить полный цикл производства Т-34. Для производства танковых башен, наряду с литьем, был использован 10 000-тонный пресс. Всего до конца года УЗТМ построил 267 танков.

Танк Т-34 со штампованной башней Уралмашзавода.  Фотография из экспозиции Музея истории УЗТМ.
Танк Т-34 со штампованной башней Уралмашзавода. Фотография из экспозиции Музея истории УЗТМ.

В 1943 г. Уралмашзавод дал армии еще 464 танка Т-34, но в августе сборку танков прекратил, полностью переключившись на производство самоходной артиллерии.

Цех сборки танков Уралмашзавода. 1943 г. Фотография из книги М. Барятинского «Т-34. История танка»//Бронеколлекция. 2003. Спецвыпуск.
Цех сборки танков Уралмашзавода. 1943 г. Фотография из книги М. Барятинского «Т-34. История танка»//Бронеколлекция. 2003. Спецвыпуск.

Одновременно с УЗТМ к производству Т-34 приступил и Челябинский Кировский завод. 22 августа 1942 г. была собрана первая челябинская «тридцатьчетверка».

Цех сборки танков Т-34 Челябинского Кировского завода. 1943 г. Фотография с сайта: warspot.ru/3385-tankovaya-promyshlennost-ispytanie-evakuatsiey
Цех сборки танков Т-34 Челябинского Кировского завода. 1943 г. Фотография с сайта: warspot.ru/3385-tankovaya-promyshlennost-ispytanie-evakuatsiey

Всего в 1942-44 гг. ЧКЗ собрал 5 094 танка Т-34, и в марте 1944 г. прекратил их выпуск с целью максимального наращивания производства тяжелых танков ИС-2.

Цех сборки танков Т-34 Челябинского Кировского завода. 1943 г. Фотография с сайта: fotoload.ru/foto/706345/
Цех сборки танков Т-34 Челябинского Кировского завода. 1943 г. Фотография с сайта: fotoload.ru/foto/706345/

В ходе производства происходило и совершенствование конструкции машины. Весной 1943 г.в серию пошли танки с новой 5-ти скоростной коробкой передач, а с лета 1943 г. Т-34 получил командирскую башенку, улучшившую обзор из машины.

Т-34 с командирской башенкой. Фотография с сайта: fotoload.ru/foto/488619/1024x768
Т-34 с командирской башенкой. Фотография с сайта: fotoload.ru/foto/488619/1024x768

В связи с принятием на вооружение вермахта новых танков с мощной броней, потребовалось усиление вооружения средних танков. Принятый на вооружение в конце 1943 г. Т-34 с 85-мм пушкой Д-5Т на Урале не выпускали, КБ А.А. Морозова работало над своим вариантом с трехместной башней и 85-мм пушкой ЗИС-С-53.

Постановлением ГКО № 5020сс от 23 января 1944 г. Т-34-85 с пушкой ЗИС-С-53 был принят на вооружение, и с 15 марта 1944 г. Уральский танковый завод перешел на выпуск этой машины.

Приварка крыши башни танка Т-34-85. Фотография из книги «Боевые машины Уралвагонзавода. Т-34»
Приварка крыши башни танка Т-34-85. Фотография из книги «Боевые машины Уралвагонзавода. Т-34»

Производство танков Т-34 на Урале

-17
Памятник трудовому подвигу перед проходной Уралвагонзавода
Памятник трудовому подвигу перед проходной Уралвагонзавода