Производство средних танков
11 сентября 1941 г. СНК СССР принял Постановление № 2059 о передаче в ведение Наркомата танковой промышленности среди прочих предприятий Уральского вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле.
12 сентября ГКО принял решение об эвакуации на площадку Уралвагонзавода Харьковского паровозостроительного завода № 183 и Мариупольского завода им. Ильича.
Кроме того, в Нижний Тагил было вывезена часть оборудования Московского станкостроительного завода, Харьковского тракторного завода, Бежицкого сталелитейного завода, завода «Красный пролетарий» и других.
Новое предприятие, на котором работало около 11 тысяч человек, получило наименование Уральский танковый завод № 183.
Директором завода был назначен Ю.Е. Максарев, главным конструктором – А.А. Морозов.
18 декабря 1941 г. в Нижнем Тагиле из привезенных из Харькова комплектующих собрали первый танк Т-34. К 31 декабря было сдано 25 машин.
Несмотря на постепенное наращивание производства: от 75 танков в январе до 225 – в марте, план первых трех месяцев 1942 г. выполнен не был. Харьковские узлы и агрегаты заканчивались, а с производством новых возникли серьезные трудности.
Конструкторам и технологам пришлось взяться за кардинальное упрощение конструкции машины и приспособление ее к особенностям производства в Нижнем Тагиле.
В технологический процесс была внедрена автоматическая сварка броневых деталей по методу академика О. Патона. К концу 1942 г. на заводе работало шесть сварочных автоматов.
Механосборочные и механообрабатывающие цехи постепенно переводились на поточно-конвейерный метод работы. 7 января 1942 г. был введен в действие первый конвейер сборки танков, 1 апреля – второй.
В ходе серийного производства продолжалось совершенствование машины. С середины марта 1942 г. танки, выпускаемые УТЗ получили новую литую башню шестигранной формы, а с лета – новые, более эффективные воздухоочистители типа «Циклон».
В связи с наступлением вермахта на Сталинградском направлении, к производству танка Т-34 был подключен и Уральский завод тяжелого машиностроения в Свердловске. В соответствии с Постановлением ГКО от 17 марта 1942 г. завод начал изготовление корпусов и башен для Нижнего Тагила.
Постановлением ГКО № 2120 от 28 июля 1942 г. Уралмаш обязывался освоить полный цикл производства Т-34. Для производства танковых башен, наряду с литьем, был использован 10 000-тонный пресс. Всего до конца года УЗТМ построил 267 танков.
В 1943 г. Уралмашзавод дал армии еще 464 танка Т-34, но в августе сборку танков прекратил, полностью переключившись на производство самоходной артиллерии.
Одновременно с УЗТМ к производству Т-34 приступил и Челябинский Кировский завод. 22 августа 1942 г. была собрана первая челябинская «тридцатьчетверка».
Всего в 1942-44 гг. ЧКЗ собрал 5 094 танка Т-34, и в марте 1944 г. прекратил их выпуск с целью максимального наращивания производства тяжелых танков ИС-2.
В ходе производства происходило и совершенствование конструкции машины. Весной 1943 г.в серию пошли танки с новой 5-ти скоростной коробкой передач, а с лета 1943 г. Т-34 получил командирскую башенку, улучшившую обзор из машины.
В связи с принятием на вооружение вермахта новых танков с мощной броней, потребовалось усиление вооружения средних танков. Принятый на вооружение в конце 1943 г. Т-34 с 85-мм пушкой Д-5Т на Урале не выпускали, КБ А.А. Морозова работало над своим вариантом с трехместной башней и 85-мм пушкой ЗИС-С-53.
Постановлением ГКО № 5020сс от 23 января 1944 г. Т-34-85 с пушкой ЗИС-С-53 был принят на вооружение, и с 15 марта 1944 г. Уральский танковый завод перешел на выпуск этой машины.
Производство танков Т-34 на Урале