Первая попытка привлечь промышленность Урала к производству бронетанковой техники была сделана еще в марте 1928 г., когда РВС СССР решил организовать выпуск танка Т-18 (МС-1) на Мотовилихинском машзаводе.
На организацию производства ушло почти два года. В 1930 г. завод начал сборку, построив 27 танков (12 третьей серии и 15 – четвёртой).
Основным профилем Мотовилихи оставалась артиллерия и темп танкового производства был низким. 8 мая 1931 г. Реввоенсовет СССР принял решение – танковый заказ с завода снять.
Производство тяжелых танков
С вводом в строй в 1933 г. Челябинского тракторного завода появился и мобилизационный план по производству танков в Челябинске в случае войны. 19 июня 1940 г. СНК СССР принял решение о развертывании на ЧТЗ серийного производства танков КВ-1 и КВ-2.
Образец танка КВ-1 и полный комплект технической и технологической документации на танки КВ-1 и КВ-2 передавались в Челябинск с Ленинградского Кировского завода. Для выпуска танков на ЧТЗ началось строительство специального сборочного цеха.
Корпуса и башни для ЧТЗ должен был выпускать Станкостроительный завод им. Орджоникидзе в Челябинске, которому передавалась необходимая документация с Ижорского завода. Первые корпуса и башни завод собрал только в августе 1941 г.
Первый КВ-1 был собран в Челябинске из ленинградских узлов и агрегатов 31 декабря 1940 г. Всего к 1 июля 1941 г. ЧТЗ сдал армии 25 танков.
1 июля 1941 г. последовало Постановление ГКО № 2сс «О производстве танков КВ-1 на Челябинском тракторном заводе». Устанавливался месячный график производства, согласно которому до конца года должно было быть выпущено 555 танков.
4 октября 1941 г. Постановлением ГКО № 734сс на базе Челябинского тракторного завода был создан «Уральский комбинат по производству тяжелых танков КВ», который объединил ЧТЗ (теперь названный Челябинским Кировским заводом), Уралмаш (теперь – Ижорский завод) и Уральский турбомоторный завод. Всего на комбинате, получившем народное наименование «Танкоград», трудилось около 50 тысяч человек.
Директором комбината и одновременно заместителем Наркома танковой промышленности стал И.М. Зальцман, главным конструктором и тоже заместителем Наркома – Ж.Я. Котин. 11 октября 1941 г. новые руководители прибыли в Челябинск.
С начала октября 1941 г. производство тракторов в Челябинске было полностью прекращено, и ЧКЗ сосредоточился на выпуске тяжелых танков КВ-1.
Кроме того, в марте 1942 г. приказом Наркома танковой промышленности в Челябинске на базе цеха ОП-2 Кировского завода, опытно-тракторного завода ЧТЗ и завода им. Молотова был создан Опытный завод № 100. Главным конструктором завода был назначен А.С. Ермолаев.
С марта 1943 г. директором и главным конструктором завода № 100 стал Ж.Я. Котин. Главным конструктором Челябинского Кировского завода был утвержден Н.Л. Духов.
Переоснащение танков и противотанковой артиллерии вермахта длинноствольными 75-мм пушками летом 1942 г. привело к снижению ценности КВ-1, как тяжелого танка. Кроме того, выявились проблемы с надежностью и боевой эффективностью машины, связанные как с перетяжелением, так и с недостатками в конструкции узлов и агрегатов.
23 февраля 1942 г. ГКО принимает Постановление № 1334сс «О выпуске танков КВ-1 весом в 45 – 45,5 тонн и с дизелем мощностью в 650 л.с.», согласно которому ЧКЗ предписывалось выпускать с 15 апреля только такие машины.
5 июля 1942 г. последовало еще одно Постановление ГКО № 1878 «Об улучшении танков КВ».
Попытка выполнить требования, содержащиеся в Постановлениях ГКО и приказах НКТП, последовавших в их развитие, привели к созданию модификации, обозначенной, как КВ-1с.
В августе 1942 г. ЧКЗ начал сборку первых серийных КВ-1с.
Кроме того, с февраля 1942 г. малыми партиями начался выпуск огнеметного варианта КВ-1 – танка КВ-8. От серийного танка он отличался установкой в башне струйного огнемета АТО-41 (АТО-42) с дальностью огнеметания вязкой смесью до 110 м. Вместо 76-мм пушки использовалось 45-мм орудие 20к с 76-мм кожухом на стволе. Соответственно был изменен и интерьер машины.
Появление в 1943 г. на поле боя тяжелых немецких танков резко снизило возможности 76-мм пушки КВ-1 по поражению бронированных целей.
В качестве временной меры, до создания нового тяжелого танка, 8 августа 1943 г. Постановлением ГКО № 3891сс «О производстве танков КВ с 85-мм пушкой» был принят на вооружение КВ-85. Выпуск машины продолжался всего три месяца, после чего ЧКЗ перешел на строительство танков серии ИС.
Производство танков КВ в Челябинске
Одновременно с КВ-85 конструкторы Опытного завода №100 в Челябинске работали над созданием нового тяжелого танка. 4 сентября 1943 г. он был принят на вооружение Постановлением ГКО № 4043 «О производстве танков ИС». Машина имела ту же башню и вооружение, что и КВ-85, но новый литой корпус и усовершенствованную ходовую часть.
Производство ИС-85 было временным и не самым удачным решением проблемы тяжелых танков, на подходе уже был ИС-122, работа над которым шла с лета 1943 г.
31 октября 1943 г. вышло Постановление ГКО № 4479сс «О тяжёлом танке ИС-2 со 122-мм пушкой» и с декабря 1943 г. началось серийное производство ИС-2.
С марта 1944 г. ИС-2 получил 122-мм пушку с клиновым затвором и новым дульным тормозом.
С июля 1944 г. была усилена защита лобовой части корпуса путем изменения ее конструкции.
С января 1945 г. танки ИС-2 получили дополнительный 12,7-мм пулемет ДШК над люком командира.
Производство ИС-2 было прекращено в июне 1945 г. в связи с переходом на выпуск танка ИС-3.
Производство танков ИС в Челябинске