Найти в Дзене

Производство бронетанкового вооружения на Урале. Краткий обзор. 1930-1945 гг. Часть 1.

Первая попытка привлечь промышленность Урала к производству бронетанковой техники была сделана еще в марте 1928 г., когда РВС СССР решил организовать выпуск танка Т-18 (МС-1) на Мотовилихинском машзаводе.

На организацию производства ушло почти два года. В 1930 г. завод начал сборку, построив 27 танков (12 третьей серии и 15 – четвёртой).

Основным профилем Мотовилихи оставалась артиллерия и темп танкового производства был низким. 8 мая 1931 г. Реввоенсовет СССР принял решение – танковый заказ с завода снять.

Серийный Т-18 на территории завода.  Фотография из альбома «История конструкторского бюро машиностроения». https://starcom68.livejournal.com/1924567.html
Серийный Т-18 на территории завода. Фотография из альбома «История конструкторского бюро машиностроения». https://starcom68.livejournal.com/1924567.html

Производство тяжелых танков

С вводом в строй в 1933 г. Челябинского тракторного завода появился и мобилизационный план по производству танков в Челябинске в случае войны. 19 июня 1940 г. СНК СССР принял решение о развертывании на ЧТЗ серийного производства танков КВ-1 и КВ-2.

Открытие Челябинского тракторного завода 1 июня 1933 г. Фотография из фондов Государственного исторического музея Южного Урала. https://russiainphoto.ru/photos/90313/
Открытие Челябинского тракторного завода 1 июня 1933 г. Фотография из фондов Государственного исторического музея Южного Урала. https://russiainphoto.ru/photos/90313/

Образец танка КВ-1 и полный комплект технической и технологической документации на танки КВ-1 и КВ-2 передавались в Челябинск с Ленинградского Кировского завода. Для выпуска танков на ЧТЗ началось строительство специального сборочного цеха.

КВ-1 выпущенный Кировским заводом в декабре 1941 г. Такие машины готовился строить ЧТЗ. Фотография из книги М. Коломийца "Советский тяжёлый танк КВ-1". https://arsenal-info.ru/b/book/808297607/6
КВ-1 выпущенный Кировским заводом в декабре 1941 г. Такие машины готовился строить ЧТЗ. Фотография из книги М. Коломийца "Советский тяжёлый танк КВ-1". https://arsenal-info.ru/b/book/808297607/6

Корпуса и башни для ЧТЗ должен был выпускать Станкостроительный завод им. Орджоникидзе в Челябинске, которому передавалась необходимая документация с Ижорского завода. Первые корпуса и башни завод собрал только в августе 1941 г.

Старейший (ныне не эксплуатируемый) цех завода «Станкомаш». Фотография с сайта http://theconstructivistproject.com/ru/object/1557/zavod-stankomash
Старейший (ныне не эксплуатируемый) цех завода «Станкомаш». Фотография с сайта http://theconstructivistproject.com/ru/object/1557/zavod-stankomash

Первый КВ-1 был собран в Челябинске из ленинградских узлов и агрегатов 31 декабря 1940 г. Всего к 1 июля 1941 г. ЧТЗ сдал армии 25 танков.

КВ-1, построенный ЧТЗ весной 1941 г. и потерянный в летних боях 1941 г. Фотография из книги М. Коломийца "Советский тяжёлый танк КВ-1". https://arsenal-info.ru/b/book/808297607/6
КВ-1, построенный ЧТЗ весной 1941 г. и потерянный в летних боях 1941 г. Фотография из книги М. Коломийца "Советский тяжёлый танк КВ-1". https://arsenal-info.ru/b/book/808297607/6

1 июля 1941 г. последовало Постановление ГКО № 2сс «О производстве танков КВ-1 на Челябинском тракторном заводе». Устанавливался месячный график производства, согласно которому до конца года должно было быть выпущено 555 танков.

Сборочный цех ЧКЗ. Апрель 1942 г. Фотография из книги М. Коломийца "Советский тяжёлый танк КВ-1".  https://arsenal-info.ru/b/book/808297607/6
Сборочный цех ЧКЗ. Апрель 1942 г. Фотография из книги М. Коломийца "Советский тяжёлый танк КВ-1". https://arsenal-info.ru/b/book/808297607/6

4 октября 1941 г. Постановлением ГКО № 734сс на базе Челябинского тракторного завода был создан «Уральский комбинат по производству тяжелых танков КВ», который объединил ЧТЗ (теперь названный Челябинским Кировским заводом), Уралмаш (теперь – Ижорский завод) и Уральский турбомоторный завод. Всего на комбинате, получившем народное наименование «Танкоград», трудилось около 50 тысяч человек.

Сборочный цех ЧКЗ. Апрель 1942 г. Фотография из книги М. Коломийца "Советский тяжёлый танк КВ-1".  https://arsenal-info.ru/b/book/808297607/6
Сборочный цех ЧКЗ. Апрель 1942 г. Фотография из книги М. Коломийца "Советский тяжёлый танк КВ-1". https://arsenal-info.ru/b/book/808297607/6

Директором комбината и одновременно заместителем Наркома танковой промышленности стал И.М. Зальцман, главным конструктором и тоже заместителем Наркома – Ж.Я. Котин. 11 октября 1941 г. новые руководители прибыли в Челябинск.

Зальцман Исаак Моисеевич (1905-1988). Фотография из фондов объединенного госархива Челябинской области. https://archive74.ru/news/isaak-zalcman-korol-tankov-0
Зальцман Исаак Моисеевич (1905-1988). Фотография из фондов объединенного госархива Челябинской области. https://archive74.ru/news/isaak-zalcman-korol-tankov-0
Котин Жозеф Яковлевич (1908-1979). Фотография из книги Н. Попова "Конструктор боевых машин". https://coollib.com/b/254318/image
Котин Жозеф Яковлевич (1908-1979). Фотография из книги Н. Попова "Конструктор боевых машин". https://coollib.com/b/254318/image

С начала октября 1941 г. производство тракторов в Челябинске было полностью прекращено, и ЧКЗ сосредоточился на выпуске тяжелых танков КВ-1.

КВ-1 выпуска ЧТЗ в Москве 7 ноября 1941 г. Фотография из книги М. Коломийца "Советский тяжёлый танк КВ-1". https://arsenal-info.ru/b/book/808297607/6
КВ-1 выпуска ЧТЗ в Москве 7 ноября 1941 г. Фотография из книги М. Коломийца "Советский тяжёлый танк КВ-1". https://arsenal-info.ru/b/book/808297607/6

Кроме того, в марте 1942 г. приказом Наркома танковой промышленности в Челябинске на базе цеха ОП-2 Кировского завода, опытно-тракторного завода ЧТЗ и завода им. Молотова был создан Опытный завод № 100. Главным конструктором завода был назначен А.С. Ермолаев.

С марта 1943 г. директором и главным конструктором завода № 100 стал Ж.Я. Котин. Главным конструктором Челябинского Кировского завода был утвержден Н.Л. Духов.

Афанасий Степанович Ермолаев (1904-1977) Послевоенная фотография из книги «Оружие Победы».
Афанасий Степанович Ермолаев (1904-1977) Послевоенная фотография из книги «Оружие Победы».
Николай Леонидович Духов (1904-1964) Фотография из газеты «Красная звезда» от 19.09.1945 г.
Николай Леонидович Духов (1904-1964) Фотография из газеты «Красная звезда» от 19.09.1945 г.

Переоснащение танков и противотанковой артиллерии вермахта длинноствольными 75-мм пушками летом 1942 г. привело к снижению ценности КВ-1, как тяжелого танка. Кроме того, выявились проблемы с надежностью и боевой эффективностью машины, связанные как с перетяжелением, так и с недостатками в конструкции узлов и агрегатов.

23 февраля 1942 г. ГКО принимает Постановление № 1334сс «О выпуске танков КВ-1 весом в 45 – 45,5 тонн и с дизелем мощностью в 650 л.с.», согласно которому ЧКЗ предписывалось выпускать с 15 апреля только такие машины.

5 июля 1942 г. последовало еще одно Постановление ГКО № 1878 «Об улучшении танков КВ».

Экземпляр Постановления ГКО № 1334. Фотография из статьи Ю. Пашолока «Меньше брони, больше подвижности»//warspot.ru/9133-menshe-broni-bolshe-podvizhnosti
Экземпляр Постановления ГКО № 1334. Фотография из статьи Ю. Пашолока «Меньше брони, больше подвижности»//warspot.ru/9133-menshe-broni-bolshe-podvizhnosti

Попытка выполнить требования, содержащиеся в Постановлениях ГКО и приказах НКТП, последовавших в их развитие, привели к созданию модификации, обозначенной, как КВ-1с.

Танк КВ-1с. Осень 1942 г. Фотография из статьи Ю. Пашолока «Задержавшаяся полумера»//warspot.ru/9697-zaderzhavshayasya-polumera
Танк КВ-1с. Осень 1942 г. Фотография из статьи Ю. Пашолока «Задержавшаяся полумера»//warspot.ru/9697-zaderzhavshayasya-polumera

В августе 1942 г. ЧКЗ начал сборку первых серийных КВ-1с.

Танки КВ-1с в сборочном цехе ЧКЗ. Сентябрь 1942 г. Фотография из статьи Ю. Пашолока «Меньше брони, больше подвижности»//warspot.ru/9133-menshe-broni-bolshe-podvizhnosti
Танки КВ-1с в сборочном цехе ЧКЗ. Сентябрь 1942 г. Фотография из статьи Ю. Пашолока «Меньше брони, больше подвижности»//warspot.ru/9133-menshe-broni-bolshe-podvizhnosti

Кроме того, с февраля 1942 г. малыми партиями начался выпуск огнеметного варианта КВ-1 – танка КВ-8. От серийного танка он отличался установкой в башне струйного огнемета АТО-41 (АТО-42) с дальностью огнеметания вязкой смесью до 110 м. Вместо 76-мм пушки использовалось 45-мм орудие 20к с 76-мм кожухом на стволе. Соответственно был изменен и интерьер машины.

Танк КВ-8с. Сентябрь 1942 г. Фотография с сайта: topwar.ru/15586-sovetskiy-tyazhelyy-ognemetnyy-tank-kv-8.html
Танк КВ-8с. Сентябрь 1942 г. Фотография с сайта: topwar.ru/15586-sovetskiy-tyazhelyy-ognemetnyy-tank-kv-8.html

Появление в 1943 г. на поле боя тяжелых немецких танков резко снизило возможности 76-мм пушки КВ-1 по поражению бронированных целей.

В качестве временной меры, до создания нового тяжелого танка, 8 августа 1943 г. Постановлением ГКО № 3891сс «О производстве танков КВ с 85-мм пушкой» был принят на вооружение КВ-85. Выпуск машины продолжался всего три месяца, после чего ЧКЗ перешел на строительство танков серии ИС.

Танк КВ-85. Осень 1943 г. Фотография из статьи Ю. Пашолока ««Куцак» Котина»//warspot.ru/10800-kutsak-kotina
Танк КВ-85. Осень 1943 г. Фотография из статьи Ю. Пашолока ««Куцак» Котина»//warspot.ru/10800-kutsak-kotina

Производство танков КВ в Челябинске

-18

Одновременно с КВ-85 конструкторы Опытного завода №100 в Челябинске работали над созданием нового тяжелого танка. 4 сентября 1943 г. он был принят на вооружение Постановлением ГКО № 4043 «О производстве танков ИС». Машина имела ту же башню и вооружение, что и КВ-85, но новый литой корпус и усовершенствованную ходовую часть.

ИС-85, построенный в ноябре 1943 г. Фотография из статьи Ю. Пашолока «Промежуточный ИС»//warspot.ru/11074-promezhutochnyy-is
ИС-85, построенный в ноябре 1943 г. Фотография из статьи Ю. Пашолока «Промежуточный ИС»//warspot.ru/11074-promezhutochnyy-is

Производство ИС-85 было временным и не самым удачным решением проблемы тяжелых танков, на подходе уже был ИС-122, работа над которым шла с лета 1943 г.

Опытный образец тяжелого танка со 122-мм пушкой -  объект 240. Октябрь 1943 г. Фотография из статьи Ю. Пашолока «ИС с тяжелым вооружением»//warspot.ru/11233-is-s-tyazhyolym-vooruzheniem
Опытный образец тяжелого танка со 122-мм пушкой - объект 240. Октябрь 1943 г. Фотография из статьи Ю. Пашолока «ИС с тяжелым вооружением»//warspot.ru/11233-is-s-tyazhyolym-vooruzheniem

31 октября 1943 г. вышло Постановление ГКО № 4479сс «О тяжёлом танке ИС-2 со 122-мм пушкой» и с декабря 1943 г. началось серийное производство ИС-2.

ИС-2 выпуска зимы 1943-44 гг. Фотография из статьи Ю. Пашолока «Борьба за место на конвейере»//warspot.ru/11457-borba-za-mesto-na-konveyere
ИС-2 выпуска зимы 1943-44 гг. Фотография из статьи Ю. Пашолока «Борьба за место на конвейере»//warspot.ru/11457-borba-za-mesto-na-konveyere

С марта 1944 г. ИС-2 получил 122-мм пушку с клиновым затвором и новым дульным тормозом.

ИС-2 выпуска весны 1944 гг. Фотография из статьи Ю. Пашолока «Борьба за место на конвейере»//warspot.ru/11457-borba-za-mesto-na-konveyere
ИС-2 выпуска весны 1944 гг. Фотография из статьи Ю. Пашолока «Борьба за место на конвейере»//warspot.ru/11457-borba-za-mesto-na-konveyere

С июля 1944 г. была усилена защита лобовой части корпуса путем изменения ее конструкции.

ИС-2 выпуска лета 1944 гг. Фотография из статьи Ю. Пашолока «Малая модернизация большого танка»//warspot.ru/12831-malaya-modernizatsiya-bolshogo-tanka
ИС-2 выпуска лета 1944 гг. Фотография из статьи Ю. Пашолока «Малая модернизация большого танка»//warspot.ru/12831-malaya-modernizatsiya-bolshogo-tanka

С января 1945 г. танки ИС-2 получили дополнительный 12,7-мм пулемет ДШК над люком командира.

Производство ИС-2 было прекращено в июне 1945 г. в связи с переходом на выпуск танка ИС-3.

Производство танков ИС в Челябинске

-24
Памятник труженикам Танкограда в Челябинске
Памятник труженикам Танкограда в Челябинске