Найти тему
Киберпоп ТВ

Музыка в храме во время богослужения

  • «Как Вы прокомментируете ту форму прославления Бога, которая упоминается в Библии, то есть использование гуслей, тимпанов, труб? Музыка, видимо, была громкая и непохожая на современные песнопения в храмах. А царь Давид даже танцевал во славу Бога. Почему сегодня в православных храмах всё более сдержанно? Раньше я слышала ответ, что евреи ― народ эмоциональный, а мы более спокойные. Для нас придумано всё иначе. Но этот ответ кажется не вполне объективным. А как бы Вы ответили?»

Аргумент, который Вам привели, что евреи более эмоциональные, а мы более спокойные, имеет место быть. Почему он Вам кажется не вполне объективным? Потому что Вы смотрите на тех евреев, которые живут среди нас. Но они северные евреи, то есть это люди не с Ближнего Востока. Они в десятом, двадцатом поколении живут в северных широтах и ведут себя так, как все мы. А мы ― северные народы относительно Палестины. У нас вообще всё спокойнее, люди не такие горячие. Там солнышко горячее, и люди горячие.

Посмотрите на современных арабов, какие они? Ух, какой народ! Вот и народ того времени ― а царь Давид жил три тысячи лет тому назад ― были примерно такого темперамента. И сейчас арабская молодежь в Иерусалиме в Великую субботу во время схождения Благодатного огня идет с бубнами, с барабанами, с громкоговорителями, под дудки какие-то. То же самое происходит: пляшут, скачут, стучат.

Но кроме этого есть еще и другие аргументы. В частности, речь идет о Ветхом Завете. Тогда вообще всё было более грубо, приземленно и более материально. Музыка такая была: хор, гусли, тимпаны. Тимпаны ― это ударный инструмент, тарелки. Звучали барабаны. Но там и жертвы приносились: резали овец и волов. Реально резали, то есть приводили овцу, привязывали, брали нож, вскрывали горло, кровища лилась. Овцу потрошили, обрабатывали, потом брали дрова, клали на жертвенник, сжигали. Вонь, дым! И это без конца совершалось, каждый день! Почему бы нам в православных храмах сейчас такое не устроить, а?

Люди такие были во времена Ветхого Завета, три тысячи лет назад. Им духовные вещи было трудно понять. Лишь отдельные представители поднимались на духовный уровень. Именно духовный царь Давид говорил: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19). Было немного людей, которые так могли сказать. А в основном они думали: «Я барана пожертвую, и Бог за это выполнит мою просьбу».

Христос тысячу лет спустя после царя Давида общался с людьми, с иудеями. Один юноша сказал Ему: «Хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк. 12:32-33). На что Христос ответил: «Недалеко ты от Царства Божия» (Мк. 12:34). То есть эту фразу, которая кажется нам банальной, Христос отметил. Для того времени она была довольно-таки прогрессивная.

Христос сам говорил, что он пришел не нарушить Закон, но исполнить, довести его до полноты, до совершенства. Открыть подлинный духовный смысл тех заповедей и того богослужения, которое тогда было.

А мы сейчас тоже приносим жертву в храме. Но только эта жертва бескровная. Мы не режем ягнят, баранов, а агнца приносим в жертву. Хлеб ― вот агнец Божий, тело Христово. Духовная жертва совершается. Божественная Литургия ― это же жертвоприношение, только кровь не льется, это духовная жертва. А на богослужениях мы не используем трубы, гусли и другие музыкальные инструменты ― творения рук человеческих. Мы используем творение рук Божьих ― голос. Потому что голос ― это то, что Господь сотворил.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.