Найти в Дзене
ИОТ-университет

ИТ-образование невозможно без бизнеса?

ИТ-образование сегодня очень популярно и востребовано. Получить его можно в университетах, на курсах. Соответствующие программы представлены на разнообразных платформах. Изменился ли образовательный процесс за последние четыре года? Как поменяли свой подход высшие учебные заведения, на какие вызовы отвечают, что считают главными достижениями в развитии ИТ-образования страны. Своими кейсами трансформации программ подготовки ИТ-специалистов поделились на Второй всероссийской ИОТ-конференции эксперты из вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Самары, Томска и Тюмени.

Илья Обабков, директор Института радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ:

«Я очень рад присутствовать на таком продолжении «Школы ректоров» Сколково, которая плавно перетекла в панельную дискуссию. И на мой взгляд, здесь собрались очень яркие, очень ценные представители ИТ-образования в нашей стране. И было бы, конечно, интересно узнать, как они решают насущные проблемы, которые возникают у всех, кто пытается влезть в эту неблагодарную отрасль: не просто ИТ, а ИТ-образования. Поэтому пять вопросов, которые стоят перед всеми, кто туда заходит:
- битва за таланты;
- как работать с промышленными партнерами;
- как поменять содержание программ;
- как это упаковать;
- где взять деньги».

Михаил Абрамский, директор Института информационных и интеллектуальных систем КФУ:

-2

«Мы решали проблему того, чтобы выпускники, выходя из вуза, могли встраиваться в технологические цепочки компаний без необходимости их переучивать. Как это было сделано: мы стали гринфилдом, куда пригласили компании для обсуждения совместной подготовки. Большим стейкхолдером была республика Татарстан, которая выделила грантовое финансирование для лучших студентов контрактной формы так, чтобы поддерживать таланты. И получается, что студенты еще и боролись за место под солнцем. Мы на базе такого гринфилда взяли то, что могли, от университета: преподавание математики, преподавание фундаментальных дисциплин, а профилизацию, траектории по выбору мы отдали компаниям. Соответственно, коллектив нашего института стал менеджером деятельности, задачей которого является всех участников этого процесса на площадке «поженить».

Павел Дробинцев, директор Высшей школы программной инженерии СПбПУ:

-3

«Как мы реализуем нашему магистерскую программу? Это тотальное вовлечение промышленного партнера. У нас в каждой дисциплине, помимо нашего преподавателя, есть преподаватель со стороны компании «Газпромнефть». И дальше внутри дисциплин происходит разделение: кто-то иногда ведет практику, кто-то лекционный материал, который либо попадает непосредственно от промпартнера, либо ведется его представителями. Мы вовлекаем ребят в практику сразу же на предприятия. Ребятам это интересно, так как они сразу видят и проникаются корпоративной культурой».

Евгений Вдовин, директор Института математики и компьютерных наук ТюмГУ:

-4

«Творческая часть в проекте состоит из трех частей: исследовательской, инженерной и конструкторской. И я надеюсь, что появится большое поколение тех, кто обладает цифровыми компетенциями и способен решать нерешенные, нерешаемые задачи. У нас такие люди уже появились».

Константин Савельев, проректор по инновационной деятельности СамГТУ:

-5

«Когда проекты заканчивались и студенты завершили обучение, они все стали айтишниками и были настолько быстро забраны рынком, что никто не остался в университете. Обучение у всех строилось так, что под конкретные проекты им давали конкретные компетенции дополнительные, университет делал свои вложения (мастерские, оборудование, зарплаты привлеченных специалистов). В результате мы подготовили отлично и получили хороших выпускников, которые моментально ушли на рынок. Но при этом мы для себя сделали очень ценный вывод: проектная деятельность работает и мотивирует».

Олег Змеев, академический руководитель НОЦ «Высшая IT-школа» (HITs) ТГУ:

-6

«Нормальное ИТ-образование невозможно делать без бизнеса. Неважно, что вы делаете, образование или исследование. Соответственно, бизнес каким-то образом надо вернуть в университеты. На что мы делали ставку. Чтобы вернуть бизнес в университеты, надо в какой-то степени стать для бизнеса значимой частью. Какой частью может стать университет для ИТ-бизнеса? Прежде всего кадровой!»

Алексей Малеев, директор Высшей школы программной инженерии МФТИ:

-7

«Я когда прихожу со своей командой общаться, я им говорю: мы вообще предприниматели! Хоть мы и занимаемся образованием, но мы делаем много итераций, у нас на очередном этапе что-то не получается, что-то мы пробуем… Важно, если что-то не получается. Значит, окружающий мир пока не готов нас воспринимать. Но мы в этот момент тоже повлияли на мнение окружающих. И может быть, через несколько итераций их отношение изменится».