Найти тему
ВТБ Авто

Что происходит с авторынком осенью 2022 года. Продавать или покупать?

Оглавление

Российский автомобильный рынок еще никогда так не штормило как в этом году. Пандемийное время начало переписывать цены, а в 2022 году кардинально поменялся состав доступных марок, буквально разделив весь спрос на остатки уже ушедших брендов, отечественный автопром и нового заменителя всего импортного.

Статистика современного российского авторынка

Экстренная перестройка рынка сказалась на цифрах продаж. По итогам 10 месяцев этого года было продано 502 тыс. новых машин — это на 61% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Лучше всех дела у отечественной LADA. За пару осенних месяцев бренд прирос новыми салонами — теперь их 304 по стране. В октябре покупатели взяли 17,1 тыс. новых машин. Самая популярная модель — Granta, она же самая дешевая. На втором месте оказался Haval с кроссовером Jolion (4,3 тыс. авто). Обе марки проходят по условиям государственных субсидий, перезапущенных минувшим летом.

В октябрьскую пятерку отличившихся вошли Chery (3,8 тыс), а также бывшие корейские бестселлеры Kia и Hyundai (по 2,7 тыс. каждая).

В ближайшие месяцы корейские «остатки» уступят верх рейтинга остальным китайским маркам, плотно обступившим российского покупателя. Это негласно подтверждает статистика развития дилерских сетей из Поднебесной. Сейчас в стране работает 936 точек продаж китайских машин, причем треть этой цифры — салоны, открытые в 2022 году.

Китайцы продолжают заполнять вакуум предложения после ушедших марок. В начале года количество китайских моделей в общем списке продаж было на уровне 9%, сейчас доля поднебесного автопрома увеличилась до 29%, то есть почти в три раза. Финансовая емкость покупок китайских машин (иными словами — сумма всех купленных автомобилей) с начала года стала больше в четыре раз, и нет поводов сомневаться, что в ближайшем будущем цифры прироста увеличатся еще. В сентябре на китайско-российский дуэт пришлось 72% всех проданных новых машин и 57% всех потраченных денег.

Что касается интересов к определенному форм-фактору, половина всех проданных осенью машин была кроссоверами и внедорожниками, 38% статистики заняли легковушки B-класса. Вкусы покупателей немного сместились в сторону машин с МКПП, но не потому что «автомат» разлюбили, просто на рынке после его перестройки оказалось меньше вариантов с АКПП.

На фоне всего этого большой вопрос: когда покупать новую машину или менять свою старую на что-то другое. С одной стороны, весеннее обострение цен за лето сошло на нет, с другой — рынок все еще перестраивается, отчего некоторые не теряют надежду на схлопывание ценников до уровня двухлетней давности.

Покупать или подождать?

Сначала о «вторичке». На 1 июля 2022 года в России насчитывалось 53 миллиона автомобилей, из них примерно 45 миллионов — легковушки. Огромный автопарк машин нельзя поставить на паузу или подчинить каким-то правилам свыше. У него нескончаемая инерция в основе которой саморегулирующиеся законы рынка. Есть спрос — будет предложение, выше цена — меньше желающих купить. После весенней истерии, вызванной нехарактерными вводными, ценники на пробежные варианты спустились до уровня начала года. От запредельных аппетитов весны остались воспоминания и отдельные объявления живущих прошлым. На «вторичке» уверенно разрастается параллельный привоз, постепенно переходящий из частного бизнеса в дилерские салоны. Складские запасы ушедших марок вовсю освобождают для китайских машин места в рейтингах продаж. Снова между спросом и предложением появляется стабильность с ее правилами о которых мы сказали в начале этого абзаца. Средняя стоимость машины с пробегом в октябре составила 1,1 млн рублей (в ноябре 2021 года — 825 тыс.). В частных руках машины с начала года подорожали примерно на 23%, причем значительная часть этой суммы пришлась на первое полугодие. В октябре к средней цене прибавилось в пределах 3% (учитывая ценники частных объявлений и салонов. Курс на дальнейшее удорожание (без иллюзий на спад цен) почувствовали покупатели. Автомобили начали быстрее раскупать. В августе у частников машины держались в продаже 37 дней, а в октябре уже 35.

Ждать возвращения цен двухлетней давности нет смысла. С другой стороны, пока нет поводов для взрывного роста рынка, как это было весь 2021 год. Желающие купить что-то с пробегом могут сделать это в перспективе ближайших нескольких месяцев. Корректировки ценников останутся на уровне пары процентов, но общая тенденция на планомерное удорожание.

В мае продажи новых машин рухнули сразу на 83,5% (до 24 тыс.), при том что до этого рынок планомерно сжимался 11 месяцев подряд. Сначала в этом были виноваты логистические проблемы и недостаток микрочипов, потом к этому прибавились санкции и нестабильный курс нацвалюты. Отток марок застал рынок в панике, добавив к росту цен панические настроения решивших успеть купить буквально за любые деньги. Переломным моментом стал последний месяц весны, в котором спрос показал свое несогласие с ценами. Все лето они оставались на месте или незначительно уменьшались, а количество продаж постепенно подбиралось к 50 тысячам машин ежемесячно. В октябре спрос снова пошел на убыль, а точнее на 3% по сравнению с сентябрем (на 63% меньше, чем в октябре 2021 года). Дилеры решились отдать остатки придержанных в начале года машин, чтобы те пошли в счет так нужных сейчас оборотных средств. Российский автопром постепенно поборол импортозамещение и третий месяц держит цены. Китайский фронт в общей массе тоже остался «при своих», хотя некоторые модели стали немного дороже или дешевле из-за пересмотра доступных комплектаций. К началу осени средневзвешенная цена новых машин доросла до 2,2 млн рублей (новый рекорд) — это на 22% больше, чем было в январе.

Прогноз на ближайшие месяцы для покупателей новых машин такой же как по «вторичке». Если бизнес не ждут какие-то перемены — он ответит стабильностью в прайсах как минимум до конца года. Ценники еще не раз перепишут, но в пределах считанных процентов. Взявшие машину не проиграют — дешевле не будет, так как не будет поводов для этого, а вот насколько станет дороже покажет время. Надеждам на обвал цен вряд ли суждено сбыться. Пережившие весну игроки уже перестроили свой бизнес, обернув старые запасы в новые машины по новым деньгам.