Опять прочитала в новостях про женщину, которая выбросила ребенка с 11го этажа. Даже перечитала по этому поводу книжку «Идеальная няня», где описывается как няня ушла в психоз.
Психоз дело такое, которое на самом деле может коснуться каждого. Иногда вполне здоровый человек под давлением обстоятельств не выдерживает и выдает психоз. Его вылечивают и после этого психоз не повторится. Бывают заболевания, которые выводятся в ремиссию, но иногда дают рецидивы, особенно если не пить лекарства. Таже биполярка. Про лекарства ниже.
С психозами есть проблема опознавания их окружающими. Бред то у людей часто логичен и чтоб понять, что это бред, надо иметь наметанный глаз. Не зря широко известны случаи индицирования бредом близких, когда один сошел с ума, а родные его поддерживают. Да и не всегда бред прям вот в виде гоняния чертей. Иногда есть психотинка, но вполне такая..тихая.
Психоз же — это не когда кто-то приобрел малиновый цвет и начал бегать по потолку. Он подходит исподволь и в глаза часто не бросается. Еще вчера рядом был хоть и нервный и чет уставший какой-то близкий и тут вдруг он же что-то чуть странное говорит...а чего ему не верить? 30 лет верили, а теперь не верить?
Сильно не повезет если Вы попали в фабулу бреда, то есть стали в этом бреду главным действующим лицом. Читала тут обсуждение в Интернете как женщина жаловалась, что ее партнер к ней плохо относится и не дает нормально жить. «Он не отпускает меня много лет, он авторитетный человек в нашем городе» писала автор. «Да-да, это абьюз» подтянулся хор сочувствующих. «Он контролирует мои мысли» писал автор дальше. «Опачки», подумало процентов 30% из группы поддержки, пока 70% возмущались тем, как распустились абьюзеры отдельно взятом городе РФ.
История развивалась. По ее же мнению он поставил в ее квартире камеры, которые никто не видит. Даже после невидимых простым смертным камер, процентов 20 из группы поддержки требовали наслать на абьюзера полицию и проклинали его, подозревая как обычно в нарциссизме. Они обсуждали с той женщиной ее бред принимая его. А это бред укрепляет. Это делать нельзя. То есть люди не были готовы критически прочитать текст и понять, что контроль мыслей и невидимые камеры это уже не совсем про ментальную норму. Просто глаз на это не натренирован и видимо проскользнуло мимо критики.
А если это близкий говорит? Там то заподозрить психоз еще и страшно, это же жизнь может разрушить. То есть там еще и псих защиты сделают так, что все покажется логичным. Ну замаскировал камеры. Бывает. Авторитет же, все умеет и может.
«Партнёр» там был сосед, который ни сном ни духом. И ни авторитетом. Соседу от дамы досталось по полной. Он даже полицию вызывал.
Причем, если не договаривать про чтение мыслей и камеры, то психоз не видно. Например, если сказать, что кто-то через соцсети что-то маякует, то это вообще нормально выглядит, если без деталей. Поэтому часто даже на приёме у психиатра не могут понять, что с человеком.
Люди в психозе ходят по улицам, иногда даже работают. Вполне возможно Вы едете в метро, а человек рядом обдумывает, что ему опять подают тайные знаки через соцсети, его обнаружили и преследуют и вот рядом сидит агент спецслужб.
Я лично один раз попала в бред человека. Дело было так. Я в детстве дружила с мальчиком во дворе. Мы как-то играли с ним, и он упал с горки и ударился головой. И видимо это совпало с его дебютом в психиатрии, до этого он был нормальным. Иногда травма провоцирует такое. Он решил, что я его толкнула, и потом стал думать, что его преследую.
Логика в этом была. Мы жили в одном подъезде и учились в одном классе. Конечно, он меня часто видел, и мы ходили одними дорогами. Идет он домой, оборачивается, а там я. Ну ясное дело. Преследую. Он начал жаловаться маме. Мама ходила в школу и требовал у учителей чтоб они меня урезонили. Меня вызывали к доске и ругали за плохое поведение. Я переживала, потому что я реально его не трогала и не понимала происходящее. Мальчик продолжал жаловаться маме и т.д. То есть пока там разобрались, и мама ему верила, мне прилетало. Но он хотя бы не проявлял агрессию. Кстати, большинство людей с пси заболеваниями не агрессивные. Мальчик в итоге вырос очень странным, но у него сохранился интеллект и он потом даже женился.
Очень сложно сказать точно, опасен ли человек в психозе. А раз так, то у нас не лечат это принудительно, пока речь не идет о намерении причинить вред себе или другим. Получается, что можно не сильно злобно преследовать соседа, требовать убрать камеры и сосед не особо что-то сможет сделать. Опасности то нет.
Еще иногда не понятно, где норма, а где уже нет. Граница размыта. Когда тревога и паника уже доходит до психотического уровня? Анализов на эту тему нет. Поэтому все на глаз и по словам самого страдающего. А он обычно считает себя абсолютно нормальным и ни про каких психиатров слушать не хочет и уж точно откровенничать с ними. Критики к своим действиям у него нет, что является частью психоза.
Еще там характерно не тестирование реальности. То есть в примере с чтением мыслей и управлением ими, понятно, что это уже не про наш мир. Всем понятно, но не больному. Он уверен, что так и есть и это его реальность. Вот Вам скажи, что у кота 6 лап. Вы чего ответите? А у него четырехлапый кот это и есть чтение мыслей.
Лекарства тоже проблема. Нет такого чтоб в психиатрии одно лекарство действовало на всех одинаково. Кстати, диагноз там тоже довольно сложно бывает иногда поставить. Всегда приходится подбирать и схему, и дозировку под симптомы. Это мучительно, потому что там пробочки могут быть очень тяжелим, и больные часто бросают лечение. А чего? Он так был нормальным по его мнению, а если в мании, так вообще прекрасным и почти всесильным, а теперь по ощущениям овощ, толстеет и печально ему. К тому же лекарства там реально тупят человека, если мы про психоз. Мало кому это нравится. Или вот он знал, что вокруг враги, они теперь его хотят лекарствами отравить.
Есть еще аспект. У нас люди с пси заболеваниями стигматизируются в обществе. Ну депрессию худо-бедно признали приличной болезнью. Но остальное..там больному и так сложно, а еще его и общество не принимает. Общество я тоже могу понять. Потому что больной, сорвавшись может устроить малоприятное приключение окружающим.
Поэтому я не знаю, как можно организовать работу с группами риска, чтоб заранее выявлять и пролечивать тех, кто там. Тут если что-то делать, то неизбежно будут попадать под каток те, кто на грани нормы или вообще случайно туда попал и их права будут нарушаться. Иначе будут вот такие истории с которой я начала.