Найти тему
История моды с Марьяной С.

Тонкости придворного траура

Тема траура, конечно, грустная - но небезынтересная. Так что, когда мне попалось подробное описание прощания с императрицей Анной Иоанновной, то разделы, посвящённые траурным костюмам я изучила довольно тщательно. И если сказать, что придворный этикет в этом отношении был сложным - это не сказать ничего!

"Портрет императрицы Анны Иоанновны", Луи Каравак, 1730. (с) Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
"Портрет императрицы Анны Иоанновны", Луи Каравак, 1730. (с) Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Удивительно, как быстро, всего за пару десятков лет, успела сложиться новая система придворного траура, которая, конечно, отличалась от допетровской эпохи. И когда я потом читала подобные тексты, но про времена более поздние (в частности, про конец XIX века), то отсылки к середине XVIII столетия были очевидны. Что ж, придворный этикет очень консервативная область!

Так вот, для "принцессы Анны Леопольдовны и цесаревны Елизаветы Петровны" были предназначены особые наряды, причём для каждого "квартала" траура - свой. Регулировалось всё - длина шлейфа, ткань "печального капора", цвет башмачков, муфт и вееров.

Кстати, и мужской траур был не так прост - например, у принца Антона Ульриха в течение первого квартала траура на кафтане не должно было быть пуговиц, только крючки, во втором пуговицы, но только четыре, то есть до пояса, и только в четвёртом квартале могли быть уже все пуговицы. А шпага, часть костюма дворянина той поры, тоже облачалась в траур - её обшивали тканью! Сначала чёрной, затем синей, а в конце белой.

"Екатерина Алексеевна у гроба императрицы Елизаветы", Ниолай Ге, 1874. (с) Из коллекции Государственной Третьяковской галереи
"Екатерина Алексеевна у гроба императрицы Елизаветы", Ниолай Ге, 1874. (с) Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Траур должны были носить все, и "Табель о рангах", введённый при Петре, действовал и здесь - чем дама в нём выше, тем, например, длиннее её траурный шлейф. Ну а начиная с 8 класса можно было носить "ординарное траурное платье", как и всем прочим подданным, без особых тонкостей, вроде головного убора с креповым покрывалом, которое закрывало лицо.

Но! Конечно, и дамы императорского семейства, и те, кто служил или просто жил при дворе, получали довольно приличные суммы на все эти сложные наряды. А вот всем остальным приходилось сложнее - ткани, причём строго определённой, нужно было много. Крой был особенным. В повседневной жизни потом такие наряды на наденешь. Словом, расходы.. Неудивительно, что некоторые пытались выкрутиться.

Например, на "дневанье" при гробе императрицы должны были приезжать и непритворные дамы, и стоять там в своих "епанчах с долгими шлейфами". Так вот, некоторые из них просто не являлись на это дневанье, отговариваясь тем, что траурное платье ещё не готово. "Комиссия через главную полицимейстерскую канцелярию объявила этим дамам, "дабы у оных, по силе выданного перед сим печатного объявления, траурное платье сделано было в возможной скорости". И от дам потребовали подтверждения "пристойным образом", что их траурные наряды будут готовы ко дню перенесения тела императрицы в Петропавловский собор. Словом, если вы, дамы, думали, что удастся манкировать такой почётной обязанностью, то... нет. Номер не пройдёт.

"Портрет Екатерины Алексеевны в трауре", неизв. художник, вт. пол. XVIII в. (с) из коллекции Таганрогского художественного музея. Со времён Анны Иоанновны мало что изменилось
"Портрет Екатерины Алексеевны в трауре", неизв. художник, вт. пол. XVIII в. (с) из коллекции Таганрогского художественного музея. Со времён Анны Иоанновны мало что изменилось

Словом, официальное горевание - сложный процесс даже в том, что касается нарядов, не говоря уж обо всём остальном...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!