Найти тему
ИОТ-университет

«Внеучебка» с пользой для студента

Значение внеучебной деятельности в формировании у студента профессиональных компетенций мало обсуждается. Обычно под «внеучебкой» подразумевают культурные и спортивные мероприятия. На Второй всероссийской ИОТ-конференции представители ведущих российских вузов проанализировали практики, которые позволяют направить свободное время обучающихся в русло профильных интересов.

Эсмира Алисултанова, директор Института прикладных информационных технологий ГГНТУ:
«Еще пять лет назад внеучебная деятельность в вузе не была так распространена, как сегодня. Сейчас для этого появляется больше возможностей. И проблем тоже. Для профессионального становления студентов нужна привязка к конкретным проектам. Чтобы у ребят было время на практическую деятельность, мы в ГГНТУ пытаемся немного перераспределить учебную нагрузку. Тем не менее, талантливые студенты, которые вовлекаются в проектную деятельность, зачастую через какое-то время выпадают из учебного процесса. Чтобы их не потерять, для реализации стартапов надо давать отпуск».

Константин Когос, замдиректора Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ:
«Для нас «внеучебка» – это способ оставить ребят в МИФИ. Чтобы наши «таланты» не искали работу на стороне. Со второго курса практически все студенты МИФИ работают. Их можно заманить на работу в университете особыми установками, оборудованием. Но ребят напрягает рутина, из-за нее они через какое-то время уходят из вуза».

Александр Звонцов, начальник управления развития цифровой образовательной среды СПбГЭТУ «ЛЭТИ»:
«Нужно подразделение, которое будет привлекать студентов в фундаментальную науку. У нас появился так называемый Молодежный НИИ. Это первый шаг, чтобы познакомить их с тем, как стать исследователями. Он оказывает ребятам помощь в подаче заявлений на различные гранты по исследовательским программам. И при этом является связующим звеном между действующими лабораториями и студентом. Такой вот переходный мостик».

Егор Смеловский, руководитель проекта департамента развития просветительской деятельности службы проректора по молодежной политике ДВФУ:
«Нам надо создать среду. Но что это такое? Что должен сделать конкретный человек, находясь со студентом, особенно с первокурсником, вчерашним школьником, чтобы вдруг организовать деятельность, в которой студент начнет получать свои профессиональные компетенции? Зачастую оказывается, что студентам просто некуда придти. Поэтому важно дать им такое место. И, как показывает практика, иногда достаточно небольшой комнаты, коморки, даже просто ковролина 6 на 6 метров, который можно вытаскивать на траву и там встречаться, как Платоновскому лицею. Когда ты находишься долгое время со студентами, в парадигме учительства, разделяешь их ценности, понимаешь, что с ними происходит, ты начинаешь осознавать их потребности. И только будучи при этом в рамках университета, зная его проблемы и проекты, можно понять, как студентов и университет вместе свести».