В последнее время встречается много новостей, касающихся заметного снижения потребительской активности населения России. Если простыми словами, то россияне стали намного меньше тратить деньги.
По этому поводу постоянно бьет тревогу Центробанк в своих сводках. И не зря, ведь потребительская активность является одним из важнейших драйверов экономики. Если нет спроса - зачем производить и кому продавать? Особенно на фоне падения этого спроса и за пределами страны.
Если спросить любого среднестатистического россиянина, почему он стал меньше тратить, или почему люди в целом стали меньше тратить, что он ответит? Ну естественно, он скажет что-то вроде: "денег стало меньше, цены выросли, поэтому экономят на всем, покупают только самое необходимое". И будет прав.
Собственно, даже свежая официальная статистика Росстата по реальным располагаемым доходам населения, лишний раз это подтверждает:
Но как объяснит эту ситуацию Центробанк? С учетом того, что говорить об этом надо, поскольку это важно, но при этом нельзя говорить что-то плохое. Итак, внимание... от создателей "отрицательного роста"...
Россияне стали меньше тратить, потому что перешли на сберегательную модель поведения! Во как!
Выступая на профильном комитете Госдумы 8 ноября, глава ЦБ Эльвира Набиуллина констатировала "рост геополитической напряженности" и "повышение тревожности в обществе", что "не могло не сказаться на финансовом положении людей". И сделала вывод: в таких условиях, как и в предыдущие кризисы, россияне "ведут себя осторожно и предпочитают сберегать".
Да еще "предпочитают сберегать" - это, оказывается, "мягко сказано". Потому что по данным всеми нами любимого Росстата за последние 2 квартала прирост сбережения россиян составил... рекордные (!) 3,24 трлн рублей!
Перед глазами сразу всплывают подобные картинки.
Интересно, россияне сами то знают что у них "под подушками" скопились триллионы рублей из-за перехода на сберегательную модель поведения? Кстати, это легко выяснить.
Возьмем последние результаты опроса государственного ВЦИОМа, проведенного в октябре. Из них следует, что больше половины россиян вообще не имеют сбережений, никаких!
И по сравнению с данными августовского опроса, доля россиян, не имеющих сбережений, выросла на 11%.
А среди тех, у кого эти сбережения есть, их размер преимущественно составляет "финансовый запас" на 1-2-3 месяца трат. Все. Лишь считанные проценты людей имеют сбережения, которых хватило бы на покрытие годовых трат и более.
Где те самые триллионы, насчитанные Росстатом? Кто же тогда перешел на сберегательную модель поведения?
Замечательное объяснение всей этой ситуации я нашел в одном из изданий. Все объясняется одним абзацем:
Россияне по-прежнему придерживаются сберегательной модели поведения, на которую они перешли в 2015 году. О полном возврате к потребительской модели говорить пока не приходится.
В общем, что б вы понимали. В "сберегательной модели поведения" мы с вами находимся с далекого 2015 года. Как раз с того момента, когда начался тренд на падение реальных доходов населения. Совпадение?
И с тех пор, "о полном возврате к потребительской модели говорить пока не приходится".
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!