Произведение Ивана Ильина "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний", из которого был взят фрагмент о мыльных пузырях, по структуре напоминает мне "Письма о добром и прекрасном" Д.С.Лихачёва. Так же, как и в "Письмах", в нём есть предисловие - разговор с будущим читателем, а затем короткие статьи о справедливости, о дружбе, о любви, о ненависти, о лишениях и так далее. У Лихачёва та же композиция: обращение к молодым читателям и 46 писем о смысле жизни, о самооценке, о чести истинной и ложной, о воспитанности, о памяти. Тексты этих произведений удобны для заданий 22-27 ЕГЭ по русскому языку, чем и воспользовались составители экзаменационных вариантов этого года.
Андрей Георгиевич Нарушевич назвал фрагмент о мыльных пузырях одним из самых сложных текстов на ЕГЭ 2022, даже сравнил его с печально знаменитыми "лопатами" (но мы-то с вами знаем, что безоговорочным лидером по сложности стал текст Вересаева о непреодолимости времени).
Текст о мыльных пузырях я со своими учениками ещё не разбирала, потому что не знала, как именно он был "порезан" составителями варианта. У Андрея Нарушевича в презентации представлен такой вариант сокращения:
(1)Мыльный пузырь. (2)Одно мгновение живет этот блаженный шарик… (3)Всего один краткий миг – и конец… (4)Радостный миг! (5)Светлое мгновение! (6)Но его надо создать и уловить, чтобы насладиться как следует; иначе все исчезнет безвозвратно… (7)О легкий символ земной жизни и человеческого счастья!..
(8)Легкими стопами, тихими движениями, сдерживая дыхание надо приступать к этому делу: заботливо выбрать соломинку, непомятую, девственную, без внутренней трещины; осторожно, чтобы не раздавить ее, надо надрезать один конец и отвернуть ее стенки… (9)И потом бережно окунуть ее в мыльную муть, чтобы она вволю напилась и насытилась… (10)Лучше не торопиться. (11)Главное – не волноваться и не раздражаться. (12)Все забыть, погасить все мысли и заботы, отпустить все напряженные мускулы. (13)И предаться легкому, душевному равновесию; ведь это игра… (14)И захотеть играющей красоты, заранее примирившись с тем, что она будет мгновенная и быстро исчезнет…
(15)Теперь можно бережно извлечь соломинку, отнюдь не стряхивая ее и доверяя ей, как верному помощнику, затем набрать побольше воздуха, полную грудь… и тихо-тихо, чуть заметным скупым дуновением дать легчайший толчок рождению красоты… (16)Вот он появился, желанный шарик, стал наполняться и расти…(17)Разве не красиво? (18)Законченная форма. (19)Веселые цвета. (20)Все богаче и разнообразнее оттенки красок. (21)И внутри играющее круговое движение. (22)Шар все растет, все быстрее внутреннее кружение, все сильнее размах качания. (23)Целый мир красоты, законченный и прозрачный…
(24)А теперь создание завершилось. (25)Оно желает отделиться, стать самостоятельным и начать радостный и дерзновенный полет через пространства… (26)Надо остановить дыхание, бережным движением скользнуть соломинкой в сторону и отпустить воздушный шар на волю…
(27)И вдруг – все погибло! (28)И веселое создание разлетелось брызгами во все стороны… (29)Ничего! (30)Мы начнем сначала…
(31)«Что за ребячество?.. Какой смысл в этой детской забаве?..»
(32)Да, это, конечно, «детская забава…» (33)И все же – не только «детская» и не просто «забава». (34)Признаюсь: я с удовольствием предаюсь этой игре и многому научился при этом…
(35)Всякая красота, даже самомалейшая, даже самая бесцельная, так же, как и всякий радостный миг жизни, имеют большую непреходящую ценность. (36)Они смывают душевные огорчения, они несут нам легкое дыхание жизни (даже и тогда, когда учат нас бережно выпускать воздух) и дают нам немножко счастья… (37)И мы можем быть уверены: ни один легкий, счастливый миг не пропал даром в человеческой жизни, а следовательно, и в мировой истории…
(38)Совсем не надо ждать, чтобы легкая красота или этот счастливый миг сами явились. (39)Надо звать их, создавать, спешить им навстречу. (40)И для этого годится всякая невинно-наивная игра, состоящая хотя бы из соломинки и мыла… (41)Так много легкого и красивого таится в игре и родится из игры. (42)И недаром дыхание игры живет в искусстве, во всяком искусстве, даже в самом серьезном и трудном...
(43)Не отнимайте у взрослого человека игру: пусть играет и наслаждается. (44)В игре он отдыхает, делается радостнее, ласковее, добрее, становится как дитя.
(45)Но мгновение красоты посещает нас редко и гостит коротко. (46)Оно исчезает так же легко, как мыльный шарик. (47)Надо ловить его. (48) Легкой поступью приходит к нам красота, часто неожиданно. (49)Придет, осчастливит и исчезнет, повинуясь своим таинственным законам. (50)И к законам этим надо прислушиваться, к ним можно приспособиться, в их живой поток надо войти, повинуясь им, но не требуя от них повиновения…
(51)А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить – все забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьем. (52)Тогда нам остается только благодарно наслаждаться и в наслаждении красотой находить исцеление.
(53)А если однажды настанет нежеланный миг и наша радость разлетится «легкими брызгами», тогда не надо роптать, сокрушаться или, Боже избави, отчаиваться. (54)Тогда скажем угасшему мигу ласковое и благодарное «прости» и весело и спокойно начнем сначала…
(55)Вот чему я научился у мыльного пузыря.
Посмотреть вебинар Андрея Нарушевича на сайте издательства "Легион" надо хотя бы для того, чтобы услышать КАК он читает этот текст. Голос и интонации Андрея Георгиевича напомнили мне приводящий в состояние душевного покоя голос Дмитрия Крылова - автора и ведущего "Непутёвых заметок".
А если у вас нет времени смотреть вебинар, но интересно, о чём там шла речь, можете обратиться к моей статье:
В следующей публикации - разбор текста о мыльных пузырях.