Найти тему
Oriental Mos Gallery

Воплощая священное – традиционная живопись невари (Ч.1)

Оглавление
"Зеленая Тара" из серии картин С.М. Сингх Шресты на тему сакральной живописи в древности и наше время.
"Зеленая Тара" из серии картин С.М. Сингх Шресты на тему сакральной живописи в древности и наше время.

В первые несколько раз, приезжая в Непал, я не очень задумывалась о том, в чем именно заключается животрепещущая уникальность непальского искусства. Возможно, происходило так из-за «полного погружения» в котором оказываешься сразу, ступив на улицу: смешение современного мира и живого средневековья, покрытого «толстым слоем» рукотворной красоты, здесь - обычный фон повседневной жизни.

Меж тем, благодаря географическому расположению на стыке двух великих исторических цивилизаций – Индии и Китая, некоторым важным историческим событиям и, несомненно, таланту своих жителей, Непал издревле славился произведениями искусства в дереве, металле и живописи, равных которым не было во всей Азии. Еще в 7в. Китайские путешественники (хроники династии Тан) описывают цветущие города долины Катманду, отмечают невероятное искусство деревянной архитектуры и обработки металла. Удивительно так же, что эти ремесла, развитые в Непале еще в 1 тыс.н.э., сохраняются и продолжают развиваться в наше время.

Здесь следует сразу отметить, что практически все исторически известные произведения искусства Непала принадлежат народности невари (newary), поэтому часто «непальское» и «неварское» искусство упоминается со знаком «равно». Однако, в стране проживает много других народностей, а невари селились в основном в Долине Катманду и до сих пор составляют 90% ее населения. Даже языки - неварский и непальский - различаются между собой, но чаще всего граждане знают их оба.

Что такое "Поуба"?

Свое исследование я сфокусировала не на искусстве в целом, а исключительно на традиционной живописи Непала – Paubha (Поуба), которая, исторически, воплощает в себе две функциональные ипостаси – ритуальный предмет (вместилище Божества, «икона») и прекрасное произведение искусства. Что занимательно, такой подход – обязательное включение религиозной составляющей – распространяется не только на традиционную, но и на современную непальскую живопись тоже. Да что там, даже на граффити здесь это распространяется!

Графити на улицах Патана (личный архив, Непал, 2022г.)
Графити на улицах Патана (личный архив, Непал, 2022г.)

Сам термин “Paubha” (Поуба) происходит из объединения двух слов: Pattra Bhattaraka – «Божество в плоской форме», первое сокращение привело к форме Pati Bhalada, а последующие к «pau и bha». Так что, как следует из названия, в первую очередь неварская традиционная живопись носит сакральное значение.Произведения Поубы создавались для сопровождения религиозных праздников, в качестве икон для храмового или домашнего алтаря, для практики медитации или благословения того или иного события. При этом, живопись остается «вторичной» по отношению к скульптуре: она появилась в качестве облегченного варианта статуи для поклонения, т.к. путешественникам и паломникам для совершения молитвы в пути было гораздо легче возить с собой свернутый холст нежели статую.

Процесс создания Поубы долог, сложен и включает в себя большое количество ритуалов: очищение и приготовление материалов, подготовка состояния художника (hastapuja) – ментального и духовного, ритуалы приглашения божества и освещения готового изображения. При таком подходе все понимают, что процесс может занимать годы, но священное не терпит спешки. Укажу также тексты, в которых подробно описаны все необходимые процедуры: «Shilpashastra», «Vishnudharmottara Purana», «Manjushrimulakalpa».

Создание картины Поубы - коллективное действие, в котором принимают участие как минимум трое: заказчикбрамин (или священник), отвечающий за соблюдение и своевременность сопутствующих ритуалов, и художник, в качестве инструмента, воплощающий этот заказ. Имена всех отражаются в подписи к картине.

Интересно то, что исторически каста неварских художников (Читтракары),а в Непале, как и в Индии существовала именно кастовая система профессиональной занятости общества, выполняла заказы равно как Буддийского, так и Индуистского содержания. Несмотря на существование строгих правил иконографии и ритуалов никакого противоречия здесь нет – вся неварская культура является мощным сплавом Буддизма и Индуизма всех возможных форм – от древне-ведических до радикально-тантрических. Последние – тантрические (скрытые и «гневные») особенно свойственны духу неварской культуры. Иконография и терминология этих духовных традиций сильно пересекается в силу одной среды происхождения, но в Непале особенно чувствуется неразрывность этой связи. Хотя из личных бесед мне известно, что «заказы - заказами», а собственные внутренние духовные устремления художников (как и остальных жителей Непала, если они не христиане) все-таки четко определяются какой-то одной конкретной религиозной доктриной.

-6

Процесс создания Паубха остается неизменным - грунтованный холст, краски из минералов и растительных материалов, которые художники делают сами по старинной (и надежной!) технологии.

Какие внешние особенности отличают неварскую религиозную живопись?

В первую очередь это – яркость, декоративность и экспрессия.

Даже при соблюдении строгой иконографии и смыслового наполнения, картины Поубы в традиционном стиле, как правило, представляют из себя «фестиваль» форм и символов, разглядывать и разгадывать которые можно бесконечно. «No negative space!» («нет пустого пространства!») – в ней основной постулат.

Изображенные на Поубе божества выразительны в своих движениях и позах, не подчиненные четкому канону. Декоративные мотивы, в основе своей – растительные, в целом имеют удлиненную форму, как тянущаяся к солнцу обильная, пышущая жизнью молодая трава. В большом количестве обязательно будут присутствовать фольклорные существа и благопожелательные элементы – вакханы, киннары, яли, львы, слоны, драконы и священные предметы. Все они вплетаются в единое смысловое полотно изображения.

Отличается ли современная ритуальная живопись от средневековой?

У всего есть свои взлеты и падения: расцвет Поубы в Азии пришелся на 11-15вв., после чего последовали века тихого угасания и забвения: неварские мастера продолжали свою работу, но больше следовали вкусам «северных заказчиков».

Однако, в 19в. Традиционная Непальская живопись начинает свой ренессанс и национальные неповторимые и характерные черты подчеркнуто возвращаются в неварское искусство. Не обошлось здесь без влияния западной культуры и привнесения объемного реализма в религиозную живопись. Не все последователи сакральной традиции одобряют эти изменения, но признают право и необходимость любого из видов искусств на изменения – ведь именно это делает искусство живым!

-9

Подробнее о сакральной неварской живописи в ее современном виде, труде художников, сохраняющих традиции и меняющих их,  я расскажу в следующей статье:

Воплощая священное – традиционная живопись невари (Ч.1) Сейчас.

________________________

(с) mos.gallery

Рудина Валерия, Куратор «Первая Московская Галерея Восточной Живописи»

«Находки куратора» - заметки об интересных явлениях искусства Востока