- Непонятная ситуация какая-то, - жалуется знакомая, молодой педагог. Она не стала работать в школе, занялась репетиторством. Периодически обращается ко мне за советом. – Позвонила мама ученика 8 класса, вроде договорились, но она сказала, что будет присутствовать на уроках. Я, конечно, отказалась. Зачем мне такое?
- Какое?
- А зачем ей на уроках присутствовать?
Зачем? Действительно, почему некоторые родители хотят присутствовать на занятиях ребёнка с репетитором?
Соглашаться на присутствие родителей на своих занятиях или не соглашаться? Вопрос серьёзный. В одном сообществе репетиторов видела спор участников, значит, проблема актуальная.
Как всегда, расскажу о своём опыте, никого не осуждая, никого не пытаясь научить. Это мой опыт и моя позиция.
И мои жизненные истории.
Первый раз.
В далёком, не помню уже каком году, когда я была молода и сама ходила к ученикам домой, одна мама поставила мне условие, что она будет присутствовать на наших занятиях. Сказала она это так, будто я собиралась спорить с ней. Мне показалось, моё согласие её даже смутило.
-То есть Вы не против?
-Нет, конечно. Если хотите присутствовать, пожалуйста, только прошу Вас не принимать участие в занятии, только смотреть можно, все вопросы и комментарии – только после урока.
-Договорились.
Первое занятие было для неё испытанием. Она сдерживала себя, чтобы не вмешиваться, видно было, что происходит с ней, как она борется с желанием что-то сказать или спросить. Но на мои «предупредительные выстрелы» взглядом реагировала. Некоторые вопросы и замечания она записывала.
После каждого занятия я неизменно отвечала на её вопросы. Надо сказать, тогда у меня не было ещё детей, но я почему-то понимала, по какой причине эта мама так себя ведёт. В её вопросах и комментариях обнаруживалось стремление контролировать всё пространство вокруг ребёнка. Ей нужно было знать, почему я выбрала именно это упражнение, почему я взяла именно эту тему для изучения и т.д. Попыток влиять на процесс, убеждать меня в чём-то не было. Я восприняла желание мамы присутствовать на занятиях как её потребность в безопасности и её право.
Так продолжалось около полутора месяцев, пока постепенно она не стала выходить из комнаты во время уроков, отлучаясь сначала на 15 мин, потом на полчаса, а потом она и вовсе перестала присутствовать на уроках.
«Сарафанное радио», по сути, началось с неё, она рекомендовала меня своим знакомым как специалиста, у которого она «присутствовала на уроках лично».
Чем было полезно для меня общение с этой мамой? Я услышала родительский «запрос», мне стало очевидно, что от меня хотят родители: чёткости и прозрачности образовательного процесса (каждый урок- движение к цели, кстати, и цель должна быть сформулирована); включения, помимо различных обязательных тем школьной программы, заданий на развитие устной и письменной речи («научите его грамотно излагать свои мысли», «сочинения он писать совсем не умеет, надо научить» и т.д.). Мне, молодому педагогу, это очень пригодилось, это стало толчком к самообразованию, к развитию моих профессиональных навыков.
В плену
Это был папа выпускника, военный. Он потребовал программу с календарно-тематическим планированием («Дайте мне посмотреть план работы, темы всех занятий, с датами, когда Вы всё это изучать будете»). Предоставила. Попросил рассказать, какие методики я использую, какие из них "советские". Рассказала.
Присутствовал на занятиях он всего три раза. Сидел с каменным лицом и смотрел в окно.
Через три занятия он сказал: «Доверяю».
Признаюсь, мне тяжело далась такая «коммуникация», особенно на первом занятии: я человек открытый и эмоциональный, откликающийся, мне было проще с той мамой, у которой было много вопросов, чем с молчаливым критиком. Сначала я поймала себя на мысли, что не знаю, как мне себя вести, но потом решила, что этот человек пришёл посмотреть на мой урок, значит, мне нужно просто проводить занятие, как будто наблюдателя здесь нет.
Была ли мысль отказаться от работы с этой семьёй? Нет. Ничего плохого они не делали. Да, необычный подход к поиску репетитора, но я к третьему занятию уже начала привыкать.
Благодарна за такой необычный опыт: до сих пор для каждого ученика делаю программу, на каждого – журнал.
В обоих случаях присутствие родителей никак не мешало образовательному процессу, дети не отвлекались, может, потому что взрослые не вмешивались в ход занятия, а может, потому что я вела урок спокойно, может, всё вместе. Но были и другие ситуации, которые я принять не смогла.
Не оправдала надежд их филологического величества
Года два назад произошла история. Запрос был такой: готовить ученицу к итоговому сочинению и ЕГЭ. Девочка "малочитающая" .
Ситуация усугублялась тем, что репетитора искала бабушка, филолог на пенсии, а бывших учителей, как известно, не бывает. Беда, что требования к экзамену не знает, много лет не работает в школе, а так, я уверена, она бы и сама справилась прекрасно.
Итак, за два месяца подготовить к итоговому сочинению. Хорошо. Смогу. Я предложила девочке прочитать очерк В.Пескова и новеллы О.Генри. Небольшие произведения, которые можно было использовать в сочинениях разных направлений. Ученица начала было кивать. Но...
Бабушка сразу же заявила, что «выбор недостойный», нужно брать В.Гюго и Л.Н.Толстого. Самое интересное, что читать произведения великих классиков девочка даже не собиралась. Бабушка открытым текстом заявила, что я должна «донести» содержание нетленных шедевров до сознания её внучки. Как , а главное, зачем это делать, я даже понимать не захотела.
Все попытки объяснить мою стратегию подготовки нечитающего ребёнка к итоговому разбивались о яростное нежелание «скатываться» до малых форм и позорить её, филолога с каким-то невероятным стажем, перед коллегами.
Наша беседа продлилась 15 минут. Я честно призналась, что «не достойна» их филологического величества…И под обречённые фразы (что-то вроде «Так и скажите, что не тянете», «Просто Вам не по зубам такая задача») я завершила сеанс в зуме.
Думаю, эта бабушка нашла «своего» специалиста, который смог выполнить все требования клиента, но я не готова была реализовывать план, который не кажется мне правильным. У меня есть своя стратегия, я прекрасно готовлю нечитающих детей к итоговому. Бабушка планировала, по сути, совместную работу под её руководством. Мне кажется, здесь уместнее было руководить молодым педагогом, который знает требования к экзаменам, но методикой пока не владеет и был бы, наверное, благодарен за науку.
А подглядывать нехорошо!
Случилось это в те времена, когда я была уже опытным педагогом, но ещё репетиторствовала очно. Меня пригласили в семью, где мама по-русски разговаривала очень плохо, дома все общались исключительно на родном языке, дети учились в школе, кажется, даже в гимназии, у них были серьёзные проблемы с изучением русского.
У меня уже были успешные, как сейчас говорят, «кейсы», я работала с детьми, для которых русский не является родным языком. Взялась с удовольствием, детки очень хорошие, сообразительные.
На втором занятии обнаружила, что в комнате находится камера. Работающая камера. Честно признаюсь, меня это возмутило до глубины души. Знаете, о чём подумала в первую очередь? Я же, когда вела урок, не знала, что снимают, вдруг там ракурс какой-нибудь неудачный)) Шутки шутками, но было крайне неприятно.
Спросила у мамы ребят: «Почему не получили разрешения у меня и ведёте запись?» Она объяснила, что вечером «хозяин смотреть будет». Мало того, оказалось, что наше первое занятие ему очень понравилось (не знаю, я должна была здесь обрадоваться, наверное, но «почему-то» было неприятно).
Я не стала работать в этой семье. Предлагали повысить ставку (очевидно, за главную роль в сериале доплачивать решили), но я отказалась.
Пожалуй, и всё. Не так уж и много за двадцать с лишним лет.
А что сейчас?
Я работаю дистанционно. Каждого "нового" родителя я всегда приглашаю на первое занятие. Провожу диагностику знаний ученика, рассказываю, как я работаю, сразу говорю о правилах сотрудничества. Ссылку на зум имеют все родители, в течение года есть возможность в любой момент зайти на занятие и посмотреть, как идёт работа. В прошлом году желающих не было. В этом году есть одна мама, которая во время занятия по зуму находится в соседней комнате, занимается домашними делами, «одним ухом» слушает, нам с учеником это не мешает. Она сама сразу предупредила, что будет слушать, ей так спокойнее.
Если кто-то из родителей изъявит желание присутствовать на занятиях, не буду против, если это не будет мешать ребёнку, не повлияет на процесс обучения.
Есть репетиторы, которые сами ведут запись уроков и высылают их родителям, у кого-то видеоуроки в записи. При этом знаю репетиторов, которые категорически против присутствия родителей на их занятиях: одни говорят, что дети, видя родителей, ведут себя неестественно, другие признаются, что чувствуют себя некомфортно. С другой стороны, я себя ставлю на место мамы, которая должна доверить ребёнка чужому человеку, пусть даже дистанционно…
Хорошо, что у меня есть знакомые репетиторы, которым я точно смогла бы поручить обучение своих детей, не сомневаясь в качестве работы педагогов и в их собственной порядочности. А если бы мне пришлось искать специалиста для своего ребёнка? Не исключаю, что я напросилась бы на уроки, хотя бы на первые два-три занятия.
На что бы я смотрела? Хотя бы на то, как учитель строит урок, как взаимодействует с ребёнком, какие методы применяет, понятно ли объясняет. Да, ещё на качество речи обратила бы внимание.
А своей знакомой, которая впервые столкнулась с желанием родителей присутствовать на занятии их ребёнка, я посоветовала слушать себя, потому что нет какого-то правила, предписания, решение каждый репетитор принимает сам, это должно идти от души.
- Приглашаю в уютное телеграм-пространство "Кнарус". Здесь русский язык и я: https://t.me/knaruskanal