Выехать за рубежи огромного Союза Советских Социалистических Республик было довольно сложно. Это сегодня заграничный паспорт может получить кто угодно, правда почему-то этого не делает. Ведь по статистике, причем придуманной не мной, 69 процентов россиян этого паспорта не имеют. Кстати, для сомневающихся, вот ссылка на сайт РИА-Новости , а вот собственно статья опубликованная там:
Треть работающих россиян никогда не выезжала за пределы своего региона, а больше половины — никогда не были на море, подсчитали для РИА Новости в Исследовательском центре сервиса "Зарплата.ру".
"Среди работающего населения страны 66 процентов опрошенных не летали на самолетах за последние годы, а 57 процентов никогда не были на море — ни в России, ни за границей", — говорится в отчете по итогам онлайн-опроса, проведенного 10-14 июня во всех регионах страны (2033 участников).
Еще 35 процентов опрошенных никогда не выезжали дальше своего региона или федерального округа — наибольшее число таких респондентов в возрастной категории старше 45 лет (47 процентов). Также 69 процентов респондентов не имеют загранпаспорта.
Но вернемся в СССР. Итак, соцлагерь был нужен стране не только для усиления своего влияния в мире, но и для того, что бы закрывать бреши с обеспечением населения Союза продовольственными и промышленными товарами. Именно поэтому еще с 50-х годов на полках магазинов стали появляться продукты питания из-за границы, а позднее и одежда, посуда и многое другое. Промтовары и продукты конечно, опять же чисто теоретически, распределялись по всей стране. Но основная их часть шла в крупные мегаполисы, читай столицы союзных республик и конечно же Москву и Ленинград. Причем именно Москва была в наиболее привилегированном положении. Дело не в том, что в ней жило больше всего народа, а в том, что основной туристический поток из-за границы шел именно в Питер и Москву.
Кстати особняком стояли, так называемые "закрытые" города СССР, или если быть более точным Закрытые территориальные образования или поселения(ЗАТО). Там снабжение было отличным, очередей никогда не было и в магазинах все было. Ну как все, стандартный продуктовый набор и одежда из нашей и других стран соцблока. Поэтому про них мы говорить сегодня не будем.
Были конечно же магазины "Березка" в которых могли отовариваться счастливые обладатели чеков Внешпосылторга. Их правда не пускали в "другие" Березки, в которых торговали за иностранную валюту и там могли отовариваться лишь дипломаты.
И вот в 70-е было принято решение - открыть некие очаги заграничной жизни для всех. Правда эти "все" должны были непременно находится в Москве. Власта, Лейпциг, Балатон, София, Ванда, Польская мода и стоящие некоторым особняком югославские Ядран, Белград и индийский Ганга.
Именно поэтому прибывавшие в столицу отпускники и командировочные совершали некий рейд по магазинам. В маршрут которого конечно же входили ГУМ-ЦУМ-Детский мир и все вышеперечисленные торговые точки.
По ассортименту магазины сильно разнились, но, если конечно повезет, в них можно было "достать дефицит". К примеру в индийском Ганга, помимо сумок со сценами из "индийской жизни, читай слонами и девушками в сари, и конечно же благовоний, палочки ароматизированные или фигурки из сандала, покупатель мог нарваться на джинсы. Если мне не изменяет память, они стоили 50 рубчиков. Такие с золотыми молниями. Ну конечно же модные "марлевые" платья и сарафаны.
Кстати самым первым так сказать очагом европейской культуры стал магазин Ванда, его открыли еще в 1962. Его открыли на Петровке, а потом он "переехал" на Большую Полянку. Такая длинная стекляшка. Те кто постарше помнят духи "Быть может" и "Может быть". Именно там, если повезет, можно было приобрести различную косметику: туши, румяны, блеск для губ и многое другое. Если не повезет, то весь ассортимент был представлен с соседнем, уж извините, туалете. Кабинки там имели двери и там "тусовались" местные спекулянты. Такие же "торговые точки", если мне конечно не изменяет память, были и в Столешниковом переулке и на Кузнецком мосту. Но, впрочем оставим, сегодня не про это.
Поехали в Ядран и Белград. У нас же экскурсия. В этих магазинах продавалось практически все. Это и посуда и косметика и одежда и обувь. Югославия вообще стояла особняком и товары оттуда были больше похожи на западноевропейские. Помню керамическую посуду красного и коричневого цвета, очень причудливых форм и размеров. Светильники, обувь и одежду.
ГДРовский Лейпциг поражал набором дезодорантов, различной косметики, фарфором Kahla, Fortuna Eisenberg и конечно же особо "шикарный" сервиз Madonna производства Bremer&Smidt. Однако в магазине на Академика Варги в холле стоял макет железной дороги. Меня все вышеперечисленное интересовало мало, а вот бегающие по кругу поезда это было как в кино. До сего дня у меня хранятся два набора железных дорог, со стрелками, шлагбаумами переездов, домиками и машинками, вагонами и тепловозами. Стоило все это безумно дорого. Малый набор оценивался рублей в 30, а вот большой в сумасшедшие 50 или 60.
В Балатоне почти всегда было вино Токай, и даже магический Кубик-Рубика. А еще, Леша Шамарин @carzclub специально для тебя, ты вспоминал, вишневый ликер Рубин.В чехословацком торговом центре тоже можно было "поохотится" за хрусталем Богемия, обувью и вещами.
Их было не много, и повторюсь все эти очаги западной, ну или восточно-европейской промышленности располагались только в Москве. Впрочем, все магазины и фирменные и обычные объединяло одно. Наличие очередей. Причем я хорошо помню как девушки в синих халатиках стояли перед каждым отделом. В руках у них был метр или обычная швабра. Нет, они не собирались мыть полы, они перекрывали таким образом вход в отдел и отсекали очередь. Хотя, в них становились просто так, выяснить, что "дают", именно так, и не иначе, можно было иногда лишь подойдя к началу очереди.
Почему-то вспомнился анекдот. ГУМ, мужик командировочный встал в очередь, отстоял ее, а все говорят, что дают немецкие унитазы! Оплатив покупку он получил длинную коробку. Выйдя из магазина он зале в первую подворотню и распаковал ее. Там он увидел две палки. И наконец прочитал название - Ненецкий унитаз! Раскрыв инструкцию он неожиданно понял, что одна палка служит для того, что бы втыкать ее в снег, ну, что бы ветром не унесло, а вторая отмахиваться от волков.
Вот такая вот "загогулина" получается.