Стресс! Если кратко – это совокупность реакций организма (физическая, психическая, эмоциональная и химическая) на внешние, неблагоприятные, неподконтрольные нам факторы.
При столкновении со стрессовыми ситуациями активизируются «низшие», но никуда не исчезнувшие реакции нашего организма: бей, беги, замри.
Хотя в современности они приобретают также несколько иную форму:
Бей – на агрессию мы можем отвечать агрессией (нас ударили – бьем в ответ, нас оскорбили – мы ударили), но также можем реагировать иначе: писать гневные комментарии, оскорблять или занимать в чем-то активную позицию;
Беги – основная функция этой реакции – это страх, мы дистанцируемся от источника опасности, избегаем, игнорируем, баним в соцсетях;
Замри – оцепенение при опасности, вялость, немощность, пассивность, отказ от действия и планирования.
Вред, польза, помощь
Последствия стресса приводят к посттравматическому синдрому или посттравматическому росту, то есть любую ситуацию человек может обернуть себе, как в пользу (как какой-то опыт), так и во вред, перейти в состояние выученной беспомощности (привыкая к боли, мы ее терпим, а не справляемся).
Состояние выученной беспомощности хорошо иллюстрирует метафора "Собака на гвозде"
К травмам и к посттравматическому синдрому также приводят наши неотреагированные эмоции (злость, гнев, обида и другие), все то, что когда-то не нашло свой выход, то что мы когда-то не высказали.
Осмысление и озвучивание этих эмоций: я боюсь…, мне страшно…, тревожусь, беспокоюсь, злюсь - снижает интенсивность переживаний.
Необходимо преобразовать наши низшие реакции в высшие, перевести их на уровень осознания.
- Озвучивая свои эмоции, вы помогаете не только себе, но и своим близким, не выплескивая и не срываясь на них непонятно почему, а проговаривая причину: «Я раздражен, потому что у меня неприятности на работе…».
- Мы можем помогать близким справиться с их эмоциями. Например, ребенку мы можем сказать, я вижу тебе очень грустно, ты злишься, расскажи почему тебе грустно, что произошло, из-за чего ты стал грустить (конкретно), не что-то абстрактное (Потому что!; Дурак Вася, Петя…), а именно конкретное (Вася испортил мой рисунок; Маша отобрала у меня игрушку, мне стало обидно, за меня не заступился воспитатель).
В продолжение примеров о детях. Когда мы говорим ребенку, что все хорошо, а на самом деле мы о чем-то тревожимся, для ребенка это более травматично, чем сказать ему правду, что вы о чем-то обеспокоены.
Дети более чутко считывают невербальные посылы, что это (замалчиваемое) что-то страшное, что родители мне не говорят, он может и не расскажет вам о своем беспокойстве, но состояние остается.
Еще пример, в родительских ссорах. В большинстве случаев, ребенок берет вину взрослых на себя, что ссора происходит по его вине, поэтому помогаем и объясняем:
«Мы иногда ссоримся. Поссоримся и помиримся. Ссоримся, потому что не можем сразу договориться, но мы всегда договариваемся, может только чуть позднее».
- В стрессовом состоянии у нас есть определенное количество негативных мыслей, которые мы гоняем по кругу, как правило это 5-7 мыслей, которые постоянно к нам возвращаются.
Уволят с работы, нечем будет платить за ипотеку, никогда не найду работу, от меня все отвернулись, я неудачник.
Как только вы чувствуете, что вас засасывают такие мысли, важно остановиться и определить свои опоры.
Например: у меня есть квартира, есть доход, профессия, есть муж/жена который меня поддерживает, есть друзья и т.д.
Выпишите, перенесите опоры на бумагу, тогда вы поймете, что мысли, которые у вас крутятся не очень-то и конструктивные, а картина станет яснее.
Можете выделить и те моменты, где стоит держать руку на пульсе.
Помогая близким
Помогая близкому, не переубеждайте его, не обесценивайте его чувства. Аргументы, которые для вас убедительны, могут не иметь никакого значения для других.
Самое оптимальное – принятие (быть способным выдержать чужие чувства), можно спросить: «Я вижу, что тебя что-то волнует, что с тобой? Чем я могу тебе помочь?», а иногда достаточно просто выслушать и воздержаться от советов
«Да не переживай ты, это все ерунда» - это не работает!
Проводите гигиену, ограничиваете информационный поток. Планируйте свой день, ранжируйте дела по степени важности, замечайте позитивные мелочи.
Даже незначительная, ежедневная физическая активность благотворно влияет на эмоциональное состояние.
С Уважением Ваш психолог.
Консультация психолога, контакт в Телеграм: @help4psy