Найти в Дзене
ЯМадама

«Одиннадцать молчаливых мужчин»: ничто не проходит бесследно

Оглавление

Этот фильм вышел на экраны кинотеатров в феврале 2022 года. В кинотеатрах было немного посетителей, а потому картина привлекла меньше внимания, чем обычно достаётся на долю спортивных драм. В воскресенье состоялась телепремьера – кино показал Первый канал. Потому что фильм достоин самой широкой аудитории.

Постер фильма. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/136025/poster/122694/
Постер фильма. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/136025/poster/122694/

Здравствуйте!

«Одиннадцать молчаливых мужчин» - реальное прозвище, данное британской прессой футболистам московского «Динамо», которые приехали в Лондон на серию товарищеских игр в ноябре 1945 года. Сразу после.

Фильм снят по реальным событиям. Почти.

В кадре – реальные люди, и ещё какие! Легенды. Футболисты Всеволод Бобров, Константин Бесков, Алексей Хомич, тренер Михаил Якушин, спортивный комментатор Вадим Синявский.

Советские футболисты 1945 года в исполнении современных актёров
Советские футболисты 1945 года в исполнении современных актёров

Играют их популярные актёры современности – Макар Запорожский, Дмитрий Белоцерковский, Роман Курцын, Павел Трубинер, Павел Крайнов.

Павел Крайнов в роли Вадима Синявского. Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/3797050/
Павел Крайнов в роли Вадима Синявского. Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/3797050/

Как всегда в таких случаях, возникает много вопросов к исполнителям. Любая фальшивая нота будет болезненно воспринята – ведь у всех этих людей остались близкие, родственники, знакомые. Сравнения неизбежны, и они всегда не в пользу актёров.

Поскольку опыт спортивных фильмов (в том числе и успешных), современным российским кинематографом уже накоплен, новое кино в подобном жанре сравнивают с предыдущими, отмечая шаблонность образов, неизбежную вторичность.

«Одиннадцать молчаливых мужчин» тоже нельзя назвать шедевром. Поначалу фильм долго и нудно тянулся – хотя, возможно, это мне так показалось. Всё же футбол – не совсем моё. Но потом события закрутились, обозначились сюжеты, понятные всем: коварство и любовь, беспринципные финансовые воротилы и безупречные советские разведчики.

А ещё важные вопросы. Что главнее: проявить личный талант или сплотиться командой? Блеснуть одному или выиграть всем?

Макар Запорожский в роли Всеволода Боброва. Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/picture/3797064/
Макар Запорожский в роли Всеволода Боброва. Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/picture/3797064/

Безусловная удача кинофильма: операторская работа. Романтические прогулки героев на фоне золотых осенних листьев, туманные сумерки. Красиво.

Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/picture/3797092/
Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/picture/3797092/

Режиссёр Алексей Пиманов сделал практически невозможное: нашёл идеальную роль для Романа Курцына. Когда его персонаж говорит на приёме:

- Леди и Гамильтоны! –

ему веришь.

Роман Курцын в роли Алексея Хомича. Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/picture/3797059/
Роман Курцын в роли Алексея Хомича. Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/picture/3797059/

Эта история выглядит выдумкой. Чего только киношники ни придумают! Но самое удивительное, что практически всё, что показали в фильме, правда.

Робкая влюблённость знаменитого футболиста, который не решается заговорить с понравившейся девушкой, поиски куклы для дочки тренера, игра в сплошном тумане, травмы от утяжелённых бутс.

Всё это было.

Сейчас в это трудно поверить. Особенно в то, что московское «Динамо» способно обыграть любой английский футбольный клуб.

Кадр из фильма. Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/picture/3797087/
Кадр из фильма. Источник фото: https://www.kinopoisk.ru/picture/3797087/

Единственная сюжетная линия, которая ничем не подтверждается (но и не опровергается) – роман между британской журналисткой и Всеволодом Бобровым. Но такое вполне могло быть, согласитесь. Легко можно было увлечься таким мужчиной.

Кадр из фильма. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/136025/foto/1096813/
Кадр из фильма. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/136025/foto/1096813/

Авторы фильма в финале использовали приём, который широко применяют в спортивных драмах: включили документальные кадры реальных событий. И этот приём в очередной раз сработал. Он сразу отвечает на вопрос: зачем нужно снимать такие фильмы.

Нужно.

Чтобы мы вспоминали о них: мужчинах, которые предпочитали молчать, но стоять до конца, людях, которые так искренне любили, так верили в себя.

Не забывайте наших побед!