🇩🇪📰Обзор немецких медиа
🗞(+)Der Spiegel в интервью с профессором MBA Вольфгангом Дженевейном «Он похож на злодея из фильма о Джеймсе Бонде» рассказывает о том, как такие лидеры, как Илон Маск, манипулируют людьми и не обладают эмпатией. Почему, несмотря на это, они так успешны - и что могут сделать сотрудники. Уровень упоротости: умеренный 🟡
Автор: Франка Куэке. Перевёл: "Мекленбургский Петербуржец"
Der Spiegel: Господин Дженевайн, на сайте LinkedIn вы поднимаете вопрос о том, не является ли Илон Маск «представителем тёмной триады». Что вы имеете в виду?
Профессор Дженевейн: Психологи называют сочетание нарциссизма, макиавеллизма и психопатии «тёмной триадой». Поэтому люди такого типа считаются высокомерными, властолюбивыми и беспринципными, независимо от потерь. В последнее время мне всё чаще приходится думать об этом, когда я читаю и слышу об Илоне Маске.
Der Spiegel: Почему?
Профессор Дженевейн: Он чрезвычайно успешен и харизматичен - типично для представителей тёмной триады. В то же время, однако, он проявляет манипулятивные и нечестные черты характера и не очень категоричен. Достаточно посмотреть на то, как он одним взмахом руки сменил высшее руководство Twitter и без объяснения причин выставил за дверь новых сотрудников. Со стороны он выглядит как невероятно целеустремлённый человек, для которого цель оправдывает любые средства. Исследования показывают, что такие токсичные лидеры демонстрируют характеристики, которые часто являются социально нежелательными. Однако в своей карьере они более успешны, чем в среднем.
Der Spiegel: Почему?
Профессор Дженевейн: Нам нравится смотреть на людей с соблазнительным сиянием, которые хорошо выглядят, успешны, много знают. В рабочем мире люди тоже могут стать жертвами определённого звёздного культа. Лидеры такого рода достаточно умны, чтобы хотя бы немного скрыть свои отрицательные качества или подчеркнуть общее благо. Если магазин работает бесперебойно, от этого выигрывают все. Однако на практике такие начальники не очень-то прислушиваются и не позволяют разубедить себя в своём мнении. Им нравится быть в центре внимания и требовать успеха для себя, но не позволять блистать другим. У этих людей создается впечатление, что всё вокруг - игра. В конце концов, Маск передвигает своих сотрудников, словно по шахматной доске, и рассматривает их как объекты для достижения собственных целей. В таких ситуациях он часто кажется мне злодеем из фильма о Джеймсе Бонде.
Der Spiegel: Какие цели преследуют такие руководители, как Маск?
Профессор Дженевейн: Я могу только предполагать. Существует три категории лидеров: некоторых в первую очередь волнуют власть и влияние. Другие больше ориентированы на выгоду: они хотят финансировать хорошую жизнь и зарабатывать как можно больше. В третью категорию входят начальники, которые действуют более осмысленно и хотят вернуть что-то обществу. Вначале Маск, вероятно, больше принадлежал ко второй категории. Но у меня такое чувство, что сейчас его больше волнуют власть, влияние и статус.
Der Spiegel: Илон Маск - самый богатый человек в мире, он один из самых известных предпринимателей этого времени. Разве успех не доказывает правоту таких лидеров, как он?
Профессор Дженевейн: Эволюционная психология предполагает, что определённые черты лидерства являются адаптивными. Поэтому такие боссы, как Маск, поняли, что с элементами тёмной триады можно далеко зайти, что профессиональный, а также сексуальный успех более вероятен. Но этот успех часто приводит и к одиночеству. Почти никто не отвечает критикой на критику, потому что коллеги или сотрудники боятся, что их не повысят или сразу уволят. Часто в результате у таких людей появляется определённое высокомерие. Предприниматели, подобные Маску, потом даже не замечают, насколько чрезмерно их поведение, потому что их никто не останавливает. Такие токсичные культуры могут нанести большой ущерб компаниям в долгосрочной перспективе.
Der Spiegel: Не является ли эта крикливость всё еще порядком дня во многих средних или семейных компаниях?
Профессор Дженевейн: К сожалению, да. Я провожу семинары по позитивному и партиципативному лидерству уже более двадцати лет. Может быть, поэтому меня шокирует, что люди, которые ведут себя нарциссично и эгоистично, имеют элементы манипуляции и не очень сопереживают, всё равно пробиваются на высшие уровни компаний. Я наблюдаю это среди менеджеров и руководителей средних компаний, крупных корпораций, а также стартапов.
Der Spiegel: Значит, те, кто хорошо себя ведёт, не попадают на вершину?
Профессор Дженевейн: Быть хорошим - это не плохо, наоборот. Однако этого недостаточно. Если это доминирующая логика в управлении, то она, как правило, ведет к созданию «оздоровительного клуба». Для устойчивой высокоэффективной культуры компаниям необходимо руководство «жёсткой любовью»: такие работодатели, как босс VW Оливер Блюме, с одной стороны, сопереживают, но в то же время требовательны и жёстки в нужных местах. Это создаёт эффект тренажёрного зала, а не оздоровительного клуба.
Der Spiegel: Вы должны объяснить это.
Профессор Дженевейн: Как и тренеру, менеджеру приходится каждый день видеть как потенциальные, так и слабые стороны своих сотрудников. Вместе с ними мы разрабатываем план обучения в соответствии с их потенциалом и целями компании. Но менеджерам также разрешается разочаровываться и проявлять жёсткость, когда сотрудники отклоняются от плана и не придерживаются общих договорённостей. В этом случае руководители также могут стать более жёсткими в своём тоне [по-моему, это называется нормальным адекватным руководством коллективом. По крайней мере, когда-то называлось – прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Der Spiegel: Это не похоже на здоровую культуру.
Профессор Дженевейн: Напротив, это очень полезно, если всё делать правильно. Людям не нужна тёплая ванна и массаж целый день, они хотят развиваться и становиться лучше. Поэтому речь идёт не о том, чтобы бить сотрудников за их слабости, а о том, чтобы бросить им вызов и помочь им развиваться. Я сам занимаюсь кроссфитом. Иногда мой тренер оставляет меня в спортзале и говорит, что я уже сдался. Это, конечно, тяжело слышать, но это также мотивирует меня продолжать. Для меня здоровое лидерство основано на сочувствии и любви, а также на определённой жёсткости и последовательности.
Der Spiegel: Что могут сделать сотрудники, чтобы противостоять своим токсичным боссам?
Профессор Дженевейн: Либо вы принимаете такое поведение - либо вы отстаиваете свои ценности и уходите, когда красная черта перейдена. Во времена нехватки квалифицированных кадров у работников есть хорошие шансы быстро найти что-то новое, в зависимости от отрасли. На своих коуч-сессиях я часто слышу, что уйти всё ещё не так просто. Но вам следует хорошо подумать, как долго вы хотите мириться с таким поведением. Если вы наблюдаете за происходящим в течение многих лет, то в какой-то момент у вас вряд ли появится выбор вырваться из токсичной корпоративной культуры. В случае с Маском, я считаю, что остановить его может только политика или его клиенты. Такие бренды, как VW, уже объявили о приостановке рекламы в Twitter. Именно эта валюта имеет решающее значение для таких людей, как Маск. Если отдельные сотрудники или даже руководство что-то против него замышляют, это вряд ли заставит его одуматься.
@Mecklenburger_Petersburger
Мекленбургский Петербуржец в: