Ещё буквально с десяток лет назад мало кто верил, что нашей стране удастся полноценно возродить серийное производство таких сложнейших подводных лодок, как стратегические ракетоносцы. Но сейчас даже самым злым языкам стало понятно, что больше половины пути пройдено, а отечественный ВМФ по праву можно считать мощнейшим элементом СЯС. Во многом это произошло благодаря контрольным испытаниям подлодки «Генералиссимус Суворов», отстрелявшейся на днях «Булавой» в рамках заключительных испытаний.
Об этом, и обо многом другом мы сейчас подробно и расскажем.
Приветствую на канале!
Для начала стоит поговорить об одном довольно интересном факте. Как многие знают, «Бореи» нужно разделять на две части – это стандартный 955 проект и модернизированный 955А. Согласно официальным источникам, отличий в них не особо-то и много, за исключением более оптимизированных обводов с точки зрения акустики и некоторого оборудования на борту. В целом же они практически не отличаются – те же ракеты, то же вооружение в торпедных аппаратах, и многое-многое другое. Но на самом деле всё куда сложнее, ведь первая тройка создавалась в конце 90-х и начале 00-х, ну или же самое сложное для флота время. Касаемо головного корабля серии, «Юрия Долгорукого», то изначально даже планировался другой ракетный комплекс, что во многом наложило свой отпечаток на длительность его создания в десятки лет с учётом всех доработок. Так вот, неопределённость в вооружении, тяжёлые для ОПК времена и финансовый вопрос наложили свой след – в первой тройке атомоходов пришлось во многом экономить и где-то находить компромиссы, попутно жертвуя драгоценным временем. Ярким примером является использование корпусов от других АПЛ – широко известен факт наличия данных элементов конструкции от незаконченных «Щук-Б». Плюс многие детали тогда выпускались за пределами России, что также накладывает свои ограничения. Напоследок можно припомнить историю с противоторпедной обороной «Бореев», но здесь, вроде бы как, успешно разобрались. Иначе в те года было нельзя – ракетоносцы флоту нужны как воздух человеку, ведь это ключевой элемент стратегического сдерживания.
Итак, время компромиссов давно прошло и на свет появился проект «Борей-А», где помимо новых обводов корпуса устранены все недостатки, имеющиеся у предшественника, по большей части проявляющиеся в иностранных комплектующих, наличие которых в то время миновать было невозможно. Но есть и ещё одно ключевое отличие – это существенно изменившийся срок строительства. Многие СМИ уже без боязни пишут, что мол «Севмаш» вернулся к советским темпам, что, конечно, лукавство и предмет для обсуждений, но тем не менее, результат отличный и находится в рамках мировой практики. Придраться затруднительно, но всё познаётся в сравнении – первая тройка «Бореев» строилась крайне нестабильно с большим разбросом, а средний срок занимал в районе 12 лет. Сейчас же картина другая – постройка занимает 6-7 лет, плюс год испытаний. «Генералиссимус Суворов» в этом плане настоящий рекордсмен, производство которого хоть и не вышло за норму, но испытания заняли каких-то два месяца, включая сложнейший их элемент – пуск БРПЛ. Да, официально его передадут флоту скорее всего в декабре, но фактически ракетоносец готов к службе, что является ещё одним немаловажным бонусом в копилку важности конкретного представителя. Но такая же картина наблюдается по всем дальнейшим представителям – следующий за нашим героем «Император Александр III» идёт по срокам один в один.
Говоря о наших стратегических оппонентах, то даже по сравнению с ними уровень достойный. На одну «Вирджинию» они тратят в среднем 6 лет, но то проект, находящийся в серии не один десяток лет, пусть и с некоторыми изменениями. А вот со стратегами у них далеко не всё так хорошо – замена древним «Огайо», самой старой из которых 41 год, на новенькие «Колумбии» должна была произойти ещё в 2021 году, но ситуация настолько критическая, что имеет место перенос на 10 лет вперёд и возможно американцы побьют рекорд «Долгорукого», что вообще является темой для отдельного разговора.
Ну а теперь чуть более подробно рассмотрим нашего «Суворова» и что же делает его сильнейшим представителем РПКСН, помимо всех вышеперечисленных свойств. Как и все предыдущие АПЛ проекта, он вооружён 16-ю ракетами «Булава» с РГЧ ИН в количестве от трёх до шести штук, плюс множество средств преодоления ПРО в виде ложных целей всех типов. Строго говоря, БРПЛ может нести и 10, но это запрещено пока существующим СНВ-3 как минимум на 3-4 года вперёд. В любом случае залп нашего «Борея» может достигать 96 боевых блоков в сумме, против которых у противника шансов буквально нет – сбить их считается невозможным, так как блоки маневрируют. Технология отличается от той, что использует «Авангард», но этого вполне достаточно для обхода американской ПРО, которая, мягко говоря, на такой поворот не рассчитана. Для понимания важности «Бореев» для Стратегических ядерных сил приведём немного цифр – с помощью «Генералиссимуса Суворова» флот на одном только 955 проекте обоих модификаций уже сейчас способен развернуть от 288 до 576 зарядов, а если взять в расчёт максимально возможные цифры, то 960. Если брать усреднённые значения, то цифра в 432 блока тоже выглядит неплохо - это больше, чем у Великобритании и Франции вместе взятых. Таким образом покрывается до двух третей всех разрешенных к развёртыванию боеголовок, что вызывает определённые вопросы к договору и каким образом он регулируется. Впрочем, это лишь половина пройденного пути – строится ещё четыре «Борея-А» и ещё два готовятся к закладе в этом или следующем году. Новейшими ракетоносцами полностью закрыть сегмент РПКНС планируется к 2030 году - к тому моменту у наших противников появится, и то не факт, первая «Колумбия». Мы же получим полностью обновлённую морскую компоненту Стратегических ядерных сил.
В качестве итога отметит факт, который мы озвучиваем раз за разом, когда заходит разговор про наши РПКСН – половина сложнейшего пути фактически пройдена и «Генералиссимус Суворов» тому доказательство. Россия смогла вернуться к серийному производству сложнейшей техники, во многом обеспечивающей само существование государства. А если «Севмаш» сможет выдержать заданный темп, то флот будет каждый год получать новую подлодку.
А ведь раньше это считалось чуть ли не фантастикой.