Частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ установлено право Правительства Российской Федерации устанавливать к участникам закупок в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования. К ним относятся в том числе следующие требования:
1) наличие финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) наличие оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, которые находятся в собственности у участника закупки или на ином законном основании;
3) наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации участника закупки;
4) наличие необходимого количества квалифицированных специалистов и работников для исполнения контракта.
Правительство Российской Федерации установило такие требования к участникам закупок при осуществлении закупок конкурентным способом определения поставщика постановлением от 29.12.2021 № 2571 в отношении отдельных видов закупок. Такие закупки структурированы в виде нескольких разделов с наименованиями сфер в зависимости от вида товаров, раб, услуг. С 16.08.2022 таких разделов стало семь. Седьмой раздел «Требования к участникам закупки по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами» дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2022 № 1391.
Объектом закупки в соответствии с новым основанием являются поставляемые товары или оказываемые услуги в рамках офсетных контрактов, т.е. контрактов со встречными инвестиционными обязательствами.
При осуществлении таких закупок заказчик должен установить дополнительные требования к участникам закупок в трех вариантах, при этом зависимости от начальной (максимальной) цены контракта нормативным актом не установлено. Это требования к опыту исполнения договора, к сумме выручки или объему завершенных капитальных вложений. Участник закупки должен соответствовать одному или нескольким из трех установленных требований и предоставить в качестве их подтверждения следующие документы.
Опытом исполнения договора считается опыт участника за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок и должен подтверждаться исполненным контрактом по Закону № 44-ФЗ или договором, исполненным по Закону № 223-ФЗ. При этом требования к конкретному предмету предоставляемого договора Постановлением не установлены, таким образом, исходя из его буквального толкования, подойдет договор (контракт) с любым предметом, удовлетворяющий установленным требования.
При этом такой договор (контракт) должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ, оказание услуг по соответствующему договору (контракту) должно быть завершено, что будет являться подтверждением наличия опыта у конкретного лица, позволяющего сделать вывод об объеме выполненных работ, оказанных услуг непосредственно этим участником. В соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Следовательно, контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме. Таким образом, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по договору (контракту) включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) (письмо Минфина России от 01.09.2022 № 24-06-06/85201).
Дополнительно с договором (контрактом) участником закупки предоставляется подтверждающий его исполнение акт приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг.
Сумма выручки должна подтверждаться налоговой декларацией по налогу на прибыль или годовой бухгалтерской отчетностью на выбор участника закупки.
Объем завершенных капитальных вложений подтверждается исключительно годовой (финансовой) бухгалтерской отчетностью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 (в ред. от 05.08.2022) также установлены следующие особенности:
- сумма выручки и объем завершенных участником закупки капитальных вложений считаются как общая сумма выручки и общий объем завершенных капитальных вложений за период не более 5 календарных лет до года начала закупки, с учетом правопреемства, которое должно подтверждаться документом;
- если участником закупки в качестве подтверждающего документа требованиям к сумме выручки представлена налоговая декларации по налогу на прибыль, то указанная в ней сумма выручки в не должна быть ниже 10% начальной (максимальной) цены контракта; если сумма выручки подтверждается участником закупки годовой бухгалтерской отчетностью, то сумма выручки, указанная в ней, также не должна быть ниже 10 % начальной (максимальной) цены контракта. Данные о выручке заказчик проверит в отчете о финансовых результатах, который входит в состав бухгалтерской отчетности;
- объем завершенных капитальных вложений, указанный в представленной участником закупки годовой бухгалтерской отчетности, не должен быть ниже 10% минимального объема инвестиций, которые участником закупки подлежат вложению по офсетному контракту.
Объем завершенных капитальных вложений определяется величиной первоначальной стоимости основных средств, поступивших за отчетный период. Величина первоначальной стоимости основных средств указывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, входящих в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
Представленная участником закупки налоговая декларация по налогу на прибыль должна содержать соответствующую отметку налогового органа о ее принятии, или к декларации должна прилагаться квитанция о ее приеме в электронном виде. Если представлены несколько деклараций, то отметки (или квитанции) должны быть на каждой из них.
Заказчик, устанавливая дополнительные требования к участникам закупок на поставку товаров или оказание услуг, в рамках заключения контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства, такие требования совместно с иными позициями приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 применять не может.
Автор статьи: Екатерина Бородина, экономист Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 11 (99), ноябрь 2022 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок:
И на Рутуб:
https://rutube.ru/video/0f02cb13c88b2c51a3e0c11236ee55d4/