Семейная мелодрама с Биллом Мюрреем и Рашидой Джонс в главных ролях об отношениях между дочерью и отцом, снятая будто бы по итогам многолетних психотерапевтических сессий Софии Копполы на эту же тему.
On the rocks: Особое место искусства
В фильме есть несколько упоминаний живописных работ и арт-объектов, через которые раскрывается Феликс и его взаимоотношения с дочерью.
Часы и де Кунинг
Отец главной героини много лет занимается продажами живописи, о чем он упоминает в сцене с часами. Отец вручает свои старые часы дочери на день рождения и между ним происходит диалог:
-I've always loved this watch.
Я всегда любила эти часы.
-I bought that for myself after my first big sale. A de Kooning woman.
Я купил их для себя после моей первой большой продажи. Картины "Женщина" де Кунинга
Де Кунинг - голландско-американский художник-экспрессионист. В 1950х годах он работал на серией картин, которые известны как "Женщина". Они в свои годы были особо актуальны из-за роста феминистского движения в США в послевоенные годы.
Одна из картин (Женщина III) с 1970 по 1994 год хранилась в собрании музея в Тегеране (Иран), но с 1979 года после революции она была снята с открытой экспозиции из-за новых строгих правил в отношении изобразительного искусства. В 1994 году американский бизнесмен обменял ее на персидский манускрипт 16 века, а в 2006 году ее продали на аукционе за 137,5 миллиона долларов.
Неизвестно, кто продал (или передал?) эту картину в музей Тегерана, но она там оказалась в 1970 году, Феликсу могло бы быть лет 20 в то время. Если речь идет о том, что он продал именно эту картину, то очень вероятно, что герой Мюррея врет, желая быть значимым, ведь картина ушла с молотка за баснословные деньги. Он дарит эти часы как жест трогательного внимания, с одной стороны, а с другой, возможно, это лишь повод покрасоваться (а может, и то, и другое?). Да и сам выбор сценаристов именно этой серии картин не случаен. Ведь яркой чертой образа Феликса является его донжуанство и постоянный флирт с женщинами.
"У нее есть лифт и картина Твомбли"
Позднее отец ведет Лору на светское мероприятие, видимо, к коллекционеру предметов искусства.
Феликс отмечает: "У нее есть лифт и картина Твомбли".
Сай Твомбли - американский художник-абстракционист 20 века. В 2014 году на аукционе Christies одна из его работ была продана почти за 70 миллионов долларов.
Некоторые гости завидуют хозяйке и ее приобретению одной из работ Твомбли. Сама хозяйка пафосно рассказывает о другом художнике:
She did the Venice Biennale. With Storm King, she's doing something so beautiful. It's beyond description. It's a crescent. It's called Fallen Sky. Made of stainless steel,and you have the reflection. And at Storm King, you know, all these grotesque big things... She makes rocks, huge ones, small ones, but they're as light as a feather.
Она участвовала в Венецианском биеннале. Со Storm King она делает что-то такое красивое. Это за пределами описания. Это полумесяц. Это называется Падшее Небо. Сделано из нержавеющей стали, и есть отражение. А в Storm King, знаете, все эти гротескные большие вещи... Она делает камни (rocks), огромные, маленькие, но они легкие как перышко.
Падшее небо
Речь идет о художнице Саре Зе. Она действительно представляла США на Венецианском биеннале в 2013 году. Художница известна своими крупногабаритными инсталляциями. Что до Storm King, то это центр искусств под открытом небом в США (Нью-Йорк). И там действительно есть работа Зе под названием Падшее небо - это инсталляция в виде круга:
Феликс стоит рядом и слушает эту высокопарную речь к большому неудовольствию его дочери, которая откровенно закатывает глаза.
Возможно, он для нее такой же, как и вся публика вокруг: напыщенный сноб, который наслаждается претенциозным и супердорогим, а главное модным искусством.
Такое искусство делает огромные камни бессмысленными, лишенными своего веса и лишь внешне похожими на что-то настоящее. Дополним картину виски on the rocks - вот такой образ отца, и она по-детски раздражается. Но Феликс уводит дочь с вечеринки, чтобы показать ей другое искусство.
Другой отец
Они стоят перед картиной, очень напоминающей серию "Кувшинки" Клода Моне. Моне написал около 250 работ на эту тему самых разных размеров, так что вполне вероятно, что одна из них могла бы оказаться в частной коллекции в США. Это импрессионизм, совсем другое искусство, нежели чем Зе, Твомбли и де Кунинг.
Феликс вспоминает, что он впервые увидел Кувшинки в Тюильри - дворцово-парковый комплекс в Париже, куда входит и Лувр. Хотя в коллекциях Лувра и есть Моне, но "Кувшинок" там нет, судя по официальному сайту музея. Они хранятся в Музее д'Орсэ и в Музее Оранжери, в последнем выставлены крупные работы.
Возможно, такая ошибка неслучайна.
Герой Мюррея рассказывает о том, что они с матерью Лоры на следующий день поехали в сады Живерни - дом Моне, где он сам возводил свой сад и писал те самые Кувшинки. Феликсу ведь так нравится красивая жизнь в Париже, а мать Лоры в итоге захотела стабильности. Можно допустить, что он просто это выдумал, как и де Кунинга. Он очень хотел, чтобы мать Лоры была с ним в его Париже, разделила с ним его образ жизни, потому что он в глубине душе очень любил жену.
В его фантазии они правда, просто увидев картину, быстро собираются и уезжают на порыве за 80 км от Париже в Живерни. Не зря же картина размыта и в таком полумраке. Хотя возможно, что все так и было, и Феликс сожалеет о том, что так и смог пройти жизнь с женщиной, которую любил. Кто знает?
Через эту хронологию упоминаний произведений искусства София Коппола будто бы раскрывает персонажа Билла Мюррея, точнее то, как его видит его дочь. От абстрактной Женщины де Кунинга, которая в воображении девочки Лоры увела ее папу из семьи, через раздражающих ее напыщенных абстракционистов и инсталляций (Твомбли и Зе) к душевной картине Моне, передающей красоту момента.
Клод Моне писал одни и те же места помногу раз в разные сезоны, в разное время суток. Год за годом. Одних кувшинок - более двух сотен. Мы не знаем, что именно на самом деле двигало художником, но по одной из версий он пытался запечатлеть уникальность каждого момента, цельность и неповторимость впечатления, когда человек способен искренно восхищаться красотой отражений в садовом пруду, заросшем кувшинками. Таким Феликс открылся своей дочери. А она открыто высказала ему все свои переживания и пустила в свою жизнь.
Заметили картины в фильмы? Думаете, это случайно или тонкий авторский замысел?
#Кино