Советский Союз, не смотря на все заверения идеологических отделов КПСС, в постсталинскую эпоху никогда не стремился изолироваться от стран Запада. Многочисленные "жесты доброй воли", "разрядки напряжённости" и прочие стремления к налаживанию "мирного сосуществования" не прекращались с 1953 по 1991 год. Не столько по причине якобы присущего СССР "мирумирства" (ни одна большая страна, а тем более империя, как бы она не называлась, не может не проецировать силу вовне), а по гораздо более банальной причине - необходимости получения технологий и прочего, что СССР в массовом порядке развить был не в состоянии.
Сугубо по идеологическим причинам, ведь это требовало отказа от догм марксизма-ленинизма, которые для власти компартии были гораздо важнее всего остального. Именно высшей догматической ценностью можно объяснить свёртывание кооперативного сектора в промышленности после смерти Сталина, которому, может быть, он тоже не особо нравился, но поддерживался им сугубо по прагматическим соображениям - граждане СССР в артелях и кооперативах исправно обеспечивали страну ширпотребом, даже при невозможности свободно распоряжаться полученной артельным трудом прибавочной стоимостью. Здесь "артельная свобода" сурово ограничивалась УК и решениями местных партийных органов.
Но после "окончательной победы Хрущёва над кустарём" оказалось, что идеями не одеть и не накормить, поэтому пришлось соввласти брать дефициты там, где мир конкуренции и чистогана - на Западе. Китай в то время развлекался строительством доменных печек на каждом подворье и гонением воробьёв, что на производстве всего в Поднебесной сказалось самым печальным образом. Поэтому на Востоке брать было нечего, кроме цитатников Мао, а такого добра и в СССР было своего завались.
Неожиданно удача подвалила СССР там, где не ждали - в 1966 г. в Западной Сибири было открыто супергигантское Уренгойское газовое месторождение и стало понятно, что Западу можно сделать предложение, от которого отказаться ему будет весьма трудно. Бурно растущая в те годы экономика Западной Европы требовала всё больше и больше энергоресурсов, удовлетворить потребность в которых по низким ценам (что важно!) никто из поставщиков был попросту не в состоянии. Да и не хотел - капитализм ведь и дёшево поставлять газ Гронингена и нефть Северного моря дураков среди "капиталистических акул" попросту быть не могло. Из чего следовал вполне логичный вывод - дураков надо поискать в другом месте.
Взаимные контакты представителей СССР и Запада на тему поставок газа продолжались до конца 1969 года. МИД СССР констатировал результат переговоров
Западногерманская промышленность проявляет интерес к получению из Советского Союза определённых видов сырья и полуфабрикатов, а также к техническому опыту в целях укрепления своих позиций в борьбе с американскими, английскими, французскими и японскими конкурентами... Важное значение может иметь достижение договорённости о поставках в ФРГ советского природного газа. Речь идёт о заключении контракта, который действовал бы в течение двух десятков лет и поставил бы до известной степени в зависимость от Советского Союза такую важнейшую сферу народного хозяйства ФРГ, как энергетика. С поставками Советского Союза будет связана также перестройка некоторых отраслей химической промышленности ФРГ на новые источники сырья, что потребует крупных инвестиций. Вследствие этого западногерманские монополистические круги, которые получат выгоды от газового контракта (мощные объединения "Рургаз", "Тиссен", "Маннесман" и др.), будут, видимо, оказывать на боннское правительство воздействие в плане удержания от шагов, заключающих в себе опасность обострения отношений с Советским Союзом
Итогом стало строительство сети трансконтинентальных трубопроводов Сибирь - Западная Европа из западных комплектующих и начало первых поставок газа в ФРГ в 1973 году. Что здорово поддержало промышленность ФРГ в период нефтяного эмбарго арабских стран.
В СССР появилась целая сеть внешнеторговых организаций, одновременно интегрированных в советскую и западную экономику. Резко выросший финансовый поток по поставкам труб, оборудования и продаже газа с другими ресурсами обслуживался с западной стороны швейцарскими банками и структурами Ротшильдов. работавших с СССР ещё с 1920-х годов.
Что произошло дальше - во второй части.