Я люблю погружаться в историю и читать книги по программированию, которые, с практической точки зрения, сегодня уже особого смысла не имеют. Но меня это забавляет. Мне хочется знать, как всё развивалось, с чего всё началось…
И вот очередное погружение - книга по программированию от 1978 года (Ч.Уэзеррел, Этюды для программистов). Сборник задач. Зачем? Да всё за тем же…
Оказывается, в те времена, когда даже такие старпёры, как я, ещё пешком под стол ходили (мне в 1978-м году было 9 лет), уже существовало программирование. И уже писались учебники с задачами по программированию! Правда, некоторые утверждения могли бы удивить современного программиста.
Например, автор говорит, что программирование - это ремесло. И программированием, как правило, занимаются кустарно, где знания передаются “от отца к сыну” (от мастера к ученику).
И как в средние века появлялись гильдии ремесленников, так и в “средние века” программирования образовывались небольшие команды программистов, где ученики сначала делали чёрную работу и подглядывали за мастером. А только через много лет могли уже что-то делать самостоятельно.
Да, и в 70-е годы прошлого века уже были учебные заведения, где обучали программированию (и даже в СССР). Но знания там, как правило, давались очень сухие, чисто теоретические. Потому что сами преподаватели часто не сильно понимали, что такое практическое программирование. Потому что не имели доступа к вычислительным машинам, или имели недостаточно (в каждом доме компьютера тогда не было, а к одной единственной машине на учебное заведение, или даже на группу заведений, надо было записываться в очередь).
Сегодня, конечно, всё по другому. Сегодня программистов готовят в разных учебных заведениях, онлайн-школах. Имеется огромное количество литературы. Только ленивый не издал свой собственный курс по программированию (даже я этим грешен))). И, тем не менее, многие и сегодня являются самоучками. И я в том числе. Несмотря на то, что я закончил курсы по программированию и университет, изначально я тоже начинал изучать программирование самостоятельно.
Но надо помнить, что так было не всегда. И с уважением относиться к первопроходцам - отцам-основателям программирования. Хотя сегодня программу, на которую у профессора в 70-х ушёл бы не один день, школьник напишет за несколько минут, это не значит, что сегодняшний школьник превосходит тогдашнего профессора. Почти всегда наоборот. Это лишь означает, что у современного школьника больше инструментов, чем у тогдашнего профессора. Но это благодаря тем тогдашним профессорам. И это надо ценить.
Ну и напоследок. Поскольку книга, о которой шла речь, американская, то там, как вы наверняка знаете, в начале принято выражать благодарности тем, кто помогал в написании книги. И меня сильно умилило, когда автор выразил благодарность перфораторщицам, которые помогали ему создавать программы. Ведь тогда программисты сами не писали код, поскольку это было негде сделать. Точнее, писали его на бумаге. А “компилировали” программы (то есть протыкали дырки в нужном месте на перфокартах) специально обученные люди - перфораторщики. Нет, это не те люди, которые не дают вам спать в выходные ))). Хотя сегодня это слово по отношению к программированию уже не применяется.
Вот так вот это было, ребята. А вы говорите, что у Python среда разработки неудобная…
На этом всё. Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить.