Найти в Дзене
Илья Дацкевич

Подлинный изъян русского менталитета

После недавней беседы с одним "убер-патриотом" у меня родилась печальная, но честная мысль. Я подумал о том, почему целые поколения могут последовательно губить свою национальную культуру, делая это столь старательно, словно бы они преследовали некую Великую Цель? Единственный пришедший на ум ответ оказался прост. Настолько очевидными бывают, наверное, самые правильные и потому неприятные ответы. Ибо всё дело здесь в национальной психологии. Да, именно! В слабой, едва ли не рабской стороне нашего менталитета...

Понимаю, что это звучит глупо. Но можно провести аналогию, вспомнив фразу из "Венеры в мехах" Л. фон Захер-Мазоха: "Тот, кто хочет быть избитым плетью, тот достоин быть ею избитым". Микрокосм повторяет макрокосм, в индивидууме видна судьба целого рода. Иначе и не понять то, почему некоторые поколения нашей нации с блаженными улыбками на лицах уничтожают культуру предков, танцуют на их могилах, рубят-кромсают-сжигают всё, что попадается под руку. А потом ноют и ноют о "нелёгкой судьбинушке" своей, жалуются на других, клевещут и презирают. И перестав ныть, словно бы всё напрочь позабыв, опять устраивают кровавую оргию. Снова убивают и крушат, издеваются, наслаждаясь тем, о чём после будут сожалеть, источая бесчисленные слёзы. Именно такое поведение называется в науке термином «садомазохизм». И свойственно оно той психологии рабов, которой отличались некоторые из русских людей в былые времена.
Подобное клеймо на каждом из нас, конечно же, не лежит. И русский может быть свободным, сильным и самостоятельным, готовым брать на себя ответственность и абсолютно-честным, мыслящим здраво человеком. Он способен стать героем, победителем, творцом. Ибо он очень талантлив и склонен к созиданию в почти такой же (т.е. немного большей) степени, что и к разрушению. Более того: он добр, сострадателен. У русских людей воистину доброе сердце, поскольку они всё прощают и умеют максимально сильно сопереживать. Но применимо ли такое вообще к любому «русскому» человеку? Можно ли подобное сказать про каждого встречного «русича» / «россиянина», не имеющего ровным счётом никакого отношения к славной культуре наших предков, ко всем поколениям героев и творцов, которые и поныне презираются им как далёкие и невежественные «варвары»? Думаю, что нет. Мой ответ исключительно отрицательный. Я не вижу ничего подлинно русского в крикунах и горлопанах, проклинающих столетия процветания, цельной национальной идентичности, верности Традициям и устоям. И восхваляющим нагло всё то жуткое, чуждое, бесчеловечное и чудовищное, что сотворили некоторые поколения, с коими он и предпочитает себя идентифицировать. Из-за этой солидарности со слабаками и предателями их можно лишь предать забвению, подвергнуть «эпохэ́» или анафематствовать. Но и это будет недостаточно честно, ибо русским людям свойственно сострадание к павшим собратьям. Потому следует помнить и о причине его недуга, задаваясь каждый раз вопросом «А почему какой-то русский не хочет быть русским?» И не бояться давать на него честный ответ, ведущий к пониманию глубоко скрытого в некоторых из нас порока. Имя ему садомазохизм. Точнее,
садо-мазохизм / садизмо-мазохизм (т.е. наличие полностью амбивалентных стремлений к садизму и мазохизму).

Подумаем сами над этой проблемой. Разве в те минуты, когда вновь повторяют лозунг про очередное "поднятие с колен", не будет разумным задать политическому болтуну вопрос: "а почему вы/мы на них встали?" Кто, если не вы/мы захотели это сделать? (Например, на кой чёрт одуревшие крестьяне однажды взяли в руки топоры и порубили иконостасы и кресты на куполах? Почему захотели они так подло предать помещиков и светскую аристократию? Зачем простой русский мужик наставил пистолет на самого Царя-Батюшку? И как случилось, что рука у него не дрогнула, сумев нажать на курок? Вот о чём следует думать истинным патриотам, а не рассуждать пустословно про тех Тайных Правителей и Кукловодов, чей образ есть простая персонификация доминанта-садиста, без которого мазохистская часть нашей русской души жить не может.