Найти в Дзене
Проспект Славы

Бондарь оригинал

В 1906 году в Петербургском листке, можно было прочитать вот такую заметку. Оригинальные похороны. Вчера, 10 марта, колоссальных размеров похоронная процессия шествовала от угла 6-й роты Измайловского полка и Тарасова переулка по направлению к Николаевскому вокзалу. Необыкновенным было то, что вместо гроба, на катафалке в венках, лежала больших размеров, несколько длинная, дубовая бочка, обитая массивными медными обручами. В этой бочке хоронили богатого домовладельца, содержателя бондарной мастерской, уроженца Костромской губернии Ивана Алексеевича Алексеева. Много лет тому назад Алексеев прибыл в Петербург на заработки. По ремеслу бондарь, он пристроился в одной из столичных мастерских, где обратил на себя внимание своим трудолюбием. День за днем и бедный крестьянин, упорным трудом, скопил себе не большую сумму и открыл свое собственное дело. В своей мастерской Алексеев делал различные столярные изделия, в том числе паркет и бочки. Позже Иван Алексеевич выделил производство бочек и

В 1906 году в Петербургском листке, можно было прочитать вот такую заметку.

Оригинальные похороны.

Вчера, 10 марта, колоссальных размеров похоронная процессия шествовала от угла 6-й роты Измайловского полка и Тарасова переулка по направлению к Николаевскому вокзалу.

Необыкновенным было то, что вместо гроба, на катафалке в венках, лежала больших размеров, несколько длинная, дубовая бочка, обитая массивными медными обручами.

В этой бочке хоронили богатого домовладельца, содержателя бондарной мастерской, уроженца Костромской губернии Ивана Алексеевича Алексеева.

Много лет тому назад Алексеев прибыл в Петербург на заработки.

По ремеслу бондарь, он пристроился в одной из столичных мастерских, где обратил на себя внимание своим трудолюбием.

День за днем и бедный крестьянин, упорным трудом, скопил себе не большую сумму и открыл свое собственное дело.

 Сцены из русского народного быта -Щедровский И.С., 1855г
Сцены из русского народного быта -Щедровский И.С., 1855г

В своей мастерской Алексеев делал различные столярные изделия, в том числе паркет и бочки.

Позже Иван Алексеевич выделил производство бочек и стал специализироваться на их изготовлении.

Бочки были в те времена весьма востребованным товаром. Одни только Елисеевы закупали сотни бочек для своих обширных винных подвалов.

винные подвалы Торгового Дома "Братья Елисеевы"
винные подвалы Торгового Дома "Братья Елисеевы"

Винные бочки традиционно делали из дуба. Кроме своей прочности это дерево сообщало вину некоторые полезные свойства, способствующие сохранению вина. Дубы, предназначенные для этой цели, срубались в определенное время. Доски сделанные из дуба должны быть сухими и не гнилыми. Толщина стенок бочки так же имела значение. Это и многие другие секреты составляли основу мастерства хорошего бондаря.

Прошло около десяти лет и Алексеев уже смог назвать себя состоятельным человеком.

Как то на досуге он сделал несколько образчиков своей работы, которые и выставил на одной из столичных кустарных выставок.

Изделия Алексеевы на выставке были удостоены высшей награды.

Среди этих выставочных образчиков находилась и бочка послужившая гробом ее владельцу.

И вот как то бондарь сильно захворал. Чувствуя, что дела его плохи, Алексеев позвал нотариуса и оформил завещание.

Распределив все свое состояние, Алексеев выразил свою последнюю волю относительно своих похорон:- «похороните меня в бочке сделанной мной». Как мастер-творец, Иван Алексеевич вкладывал в свои произведения всю душу и желал и после смерти покоится в чреве своего создания.

Бочку, то что получила награду на выставке, он отделал внутри кожей и шелком.

Тогда бондарь выздоровел. И теперь работая, Алексеев бочку держал поблизости. Выставлял ее вместе с продажным товаром, но цену на нее назначал такую, что покупатели в изумлении отступали.

2 марта 1906 года Иван Алексеевич отправился к фотографу и заказал себе фотографию с бочкой. А 5- го марта Алексеев скончался от разрыва сердца.

Родственники покойного после усиленных хлопот добыли от духовного начальства нужное разрешение во исполнения воли усопшего.

Что бы соблюсти декорум, на семейном совете было решено заказать для бочки с телом покойного большой гроб. Но гробовщики отказались от такой работы и бренное тело Алексеева было помещено непосредственно в бочке.

Труп Алексеева был заморожен и уложен в бочку.

По Николаевской железной дороге Иван Алексеевич был отправлен в город Галич, а оттуда на лошадях в последний путь на родину, в деревню Погорелово.

Да, такие необычные похороны вполне достойны книги Михаила Ивановича Пыляева- "Замечательные чудаки и оригиналы".

В справочных книгах СПб купечества нашлась такая информация.

Алексеев Иван Алексеевич, крестьянин Костромской губ., Чухломского уезда, Введенской волости, деревни Погорелово. В купечестве с 1885 года. Жительство по Боровой ул. д14. Содержал столярно-паркетную мастерскую в доме жительства.

Последние годы проживал в собственном доме по адресу Измайловского полка 6 рота д14. Там же Алексеев содержал свою бондарную мастерскую.

место где находилась мастерская Алексеева И.А. (современный план)
место где находилась мастерская Алексеева И.А. (современный план)

Иван Алексеевич являлся членом Костромского благотворительного Общества в СПб(Киевская ул.14). Общество было основано в 1901 году, имело целью сближение костромичей проживающих в Петербурге, оказание взаимной нравственной поддержки, оказание материальной помощи нуждающимся костромичам проживающим в СПб, общение с родиной в религиозно-нравственном просветительском деле.

СПб, Киевская ул. д14
СПб, Киевская ул. д14

Чухломский уезд Костромской губернии издревле славился своими плотниками и столярами.

В Коровская и Введенская волости среди крестьян «отходников» больше всего было столяров.

Таковым был и Алексеев. Его родина Погорелово - забытая и заброшенная деревня в Костромской области. Когда то это было государственное (и потому богатое) село. Местные крестьяне в основном промышляли отходничеством, то есть ездили на заработки в Питербург. Некоторые зарабатывали прилично и крепко становились на ноги.

В Погорелово на родине бондарей Алексеевых, до сих пор сохраняется уникальный дом-терем, шедевр деревянной архитектуры, построенный в 1903 году местным жителем, односельчанином Алексеева, столярным мастером Иваном Ивановичем Поляшовым Мастер был, судя по терему, первоклассный.

д. Погорелово
д. Погорелово

Поляшов как и Алексеев занимался "отходным промыслом". Ездил на заработки в Санкт-Петербург. В столице он занимался строительством домов в самом городе и за его пределами, благодаря чему подкопил деньжат и построил терем.

Жива ли память в Погорелово о бондаре-оригинале? Но память о костромских мастерах столярного дела, сохраняется. В частности благодаря художнику А.И. Жигалову приобретшего дом-терем Поляшова в собственность, этот шедевр деревянного зодчества стоит и по ныне.

фрагмент терема Поляшова
фрагмент терема Поляшова

А бондарное дело Ивана Алексеевича Алексеева в Петербурге, продолжили его сыновья.

Алексеев Дмитрий Иванович унаследовал бондарную мастерскую отца в 6-й роте Измайловского полка д14.

Алексеев Николай Иванович, содержал мастерскую в 5-й роте Измайловского полка д1

А Алексеев Степан Иванович, имел мастерскую в Новом пер.6.

На 1917 г. бондарное дело из Алексеевых вел только Николай Иванович. В адресной книге «Весь Петроград», записан Алексеев Н.И.- бондарная мастерская, Забалканский 57.

После революции новой власти бочки так же были нужны и бондарь Алексеев Н.И. работал уже на Международном (Забалканском) проспекте 57. Но к 30-м годам и он исчезает из адресных книг…

Источники:

Петербургский листок, 11 марта 1906г

Новая Петербургская газета, 11 марта 1906г

Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси: С.-Петербургская епархия. Спб., 1909.

Справочная книга СПб купечества 1865-1906г

Адресная книга Весь Петербург, 1890-1917г.

Весь Ленинград, 1925г