Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Дело, которое предстоит нам сегодня рассмотреть, отличный пример того, как преступление отца может отозваться сыну и стать настоящим проклятием для внука и правнуков...
У каждого народа есть свои счастливые и несчастливые числа. Кто-то на седьмом небе от счастья. Кто-то боится чёртовой дюжины. В жизни Повелители Вселенной Чингисхана ключевым считалось число четыре. Судите сами. Четыре богатыря - командиры первых отрядов личной гвардии великого хана Боорчу, Борохул, Мухали и Чилаун. Четыре пса - знаменитые полководцы Повелителя Вселенной Джэбэ, Джэлмэ, Субэдэй и Хубилай.
До сих пор точно неизвестно, сколько именно у Чингисхана было жён, но история сохранила, опять же, имена только четырёх из них: старшая - унгиратка Бортэ, вторая - меркитка Хулан, и, наконец, две сестры-татарки Есугэн и Есуй. Но свою империю Повелитель Вселенной разделил лишь между сыновьями от старшей, любимой жены. Да, да, Бортэ родила мужу четырёх сыновей - Джучи, Чагатая, Угэдэя и Толуя. Ну как сказать... Нет, нет, всё верно. Бортэ родила четверых сыновей - это точно. А вот сколько сыновей имелось у Чингисхана от Бортэ?
Когда Чингисхан скончался, ему наследовал вовсе не старший сын, Джучи, а третий из его отпрысков - Угэдэй. С чего бы такое странное решение? Разгадка содержится в знаменитом "Сокровенном сказании монголов". Изначально Повелитель Вселенной действительно собирался оставить свой престол старшему сыну. Но против этого выступил его брат, Чагатай: "Уж не хочешь ли ты этим сказать, что нарекаешь Джучи? Как можем мы повиноваться этому наследнику меркитского плена?"
О, первенец хорошо понял этот намёк! Он тут же вспыхнул и кинулся в драку с обидчиком прямо на глазах отца. Когда же братьев растащили, Чагатай понял, что перегнул палку. Да, Джучи он опустил ниже плинтуса. Но заявлять сейчас о своих правах на престол в качестве следующего по старшинству было крайне опасно - отец сразу бы догадался об истинной цели затеянной свары. И тогда Чагатай предлагает в качестве преемника третьего из братьев - Угэдэя. Джучи ничего не оставалось, как согласиться.
Чагатай строго проследил за исполнением отцова завещания. Случайно, нет ли, но именно его Чингисхан оставил командовать войсками в Монголии, отправляясь в последний поход. К тому времени Джучи уже покинул этот мир возможно в результате отравления. Да если и был бы жив - отец злился на первенца, в том числе и из-за его постоянных стычек с Чагатаем. А власть? Да разве престол гарантирует власть? Ну да, алкоголик Угэдэй числится великим ханом. Но на трон его посадил Чагатай - лучший знаток Великой Ясы (сборника монгольских законов)! И кто главнее - великий хан или Великая Яса? А к кому приходят за толкованием Великой Ясы? То-то!
И всё же, что же это за меркитский плен такой, которым попрекнул Чагатай Джучи? О-о-о-о! Чтобы разобраться в этом деле, нам придётся открутить время на несколько десятилетий и рассказать историю... бабушки наших героев. Олхонутку Оэлун сосватали за знатного меркита Чиледу - родного брата меркитского вождя Тохтоа-беки. Но когда Чиледу вёз молодую жену к кочевищам своего племени, на них напали монголы. Опасаясь за жизнь мужа, Оэлун попросила его бежать, но перед этим отдала свою рубашку как символ того, что с ним останется часть её души.
Монголов возглавлял Есугей, который и взял олхонутку в жёны. Оэлун родила новому мужу четверых сыновей и дочь. Старшего назвали Тэмуджин. Первенцу Есугея не исполнилось и тридцати, когда карма отца настигла его. Спустя много лет Тохтоа-беки отомстил за брата. Вернувшись в родное становище, Тэмуджин нашёл только пепел. Его любимая жена Бортэ пропала. Тэмуджин обратился за помощью к своему побратиму и будущему непримиримому врагу Джамухе. Совместно с кереитами друзья разгромили меркитов и вернули Тэмуджину возлюбленную. Вот только... к мужу она вышла уже беременной.
Так что у Бортэ действительно было четыре сына. А вот у Чингисхана от Бортэ только трое. Настоящим отцом Джучи называют меркита Чильгира - брата оскорблённого Чиледу. Позднее летописец Рашид ад-Дин уверял, что меркиты сразу же отправили Бортэ к хану кереитов, а тот вернул её мужу сохранив её девичью честь. Так оно или нет - мы не знаем. Но с того момента, как Тэмуджин стал великим Чингисханом проклятье меркитского плена неотступно преследовало его первенца, лишив законных прав на престол.
По этой причине могущественный сын Джучи, Батый, так и не стал великим ханом. Впрочем, смерть Угэдэя спасла от завоевания чехов и австрийцев. Узнав о ней, Батый остановил свой бег к "Последнему морю" и целиком посвятил себя внутренним делам, пытаясь стать новым негласным властителем огромной Монгольской империи.
Dixi.
Читайте в этом цикле: