Найти в Дзене
Вперёд в прошлое!

Рассказ об одном памятнике и о двух сепаратистах

XV век. На нижнем ярусе памятника "Тысячелетие России" в Новгороде Великом изображены 128 фигур самых выдающихся россиян, условно разделённых на четыре группы. В основном, конечно, мужчины. Но есть и женщины. Мало, но есть. В группе "Просветители" можно заметить величественную княгиню Ольгу. В группе "Государственные люди" - скромную царицу Анастасию Романовну и могущественную императрицу Екатерину II.

А ещё есть женская фигура в группе "Военные люди и герои" - среди Александра Невского и Дмитрия Донского, генералиссимуса Суворова и фельдмаршала Кутузова, рядом с задумчивым атаманом Ермаком. И хотя руки её бессильно опущены, видно, как напрягся, схватившись за саблю, под её взглядом князь Даниил Холмский. Ведь она здесь, в Новгороде, своя, местная.

Посадница Марфа Борецкая на памятнике Тысячелетию Государства Российского в Новгороде (изображение из открытых источников)
Посадница Марфа Борецкая на памятнике Тысячелетию Государства Российского в Новгороде (изображение из открытых источников)

Увы, история не сохранила даже её отчества. Марфа родилась в семье знатных бояр Лошинских. Посадник Исаак Андреевич Борецкий стал её вторым мужем. Про первого же известно только, что звали его Филипп, что был он боярином, и что родила Марфа от него двоих сыновей - Антона и Феликса. Оба утонули в Белом море. Как? При каких обстоятельствах? Теперь уже спросить не у кого. А только болтали, что там, где погибли её сыновья, безутешная мать приказала своим слугам спалить несколько деревень.

Впрочем, и о втором муже Марфы известно немного. Не сохранилось точных дат ни когда именно он стал Новгородским посадником - то есть избранным главой Новгородской республики, ни когда оставил свою супругу вдовой. Известно только, что Исаак ездил в Москву, где пытался вызволить из плена новгородцев, поддержавших Дмитрия Шемяку против великого князя Василия II Тёмного.

Марфа никогда Новгородскую республику официально не возглавляла. Посадницей её звали лишь потому, что муж у неё был посадник. Однако будучи одной из самых богатых новгородских помещиц, вдова пользовалась в городе огромным влиянием. В Новгороде вообще имелось мало желающих спорить, а уж тем более ссориться с авторитетными вдовами в законе. Посадница даже выставила из своего дома самого основателя Соловецкого монастыря святого Зосиму, с которым не поделила рыбные промыслы.

Надо ли удивляться, что отношение с москвичами у Марфы не сложились. Особенно после того, как выдвинутый ею Пимен провалился на выборах в архиепископы, а одержавший победу Феофил поехал посвящаться в сан в Москву, а не в Киев. Так посадница оказалась во главе местной оппозиции. А от оппозиции недалеко и до сепаратизма. Марфа вступила в переписку с королём Польши и великим князем Литовским Казимиром IV. Она предлагал включить республику в состав Литвы на правах автономии. Видя, как богатый Новгород уплывает из его рук, государь Иван III решил действовать.

Ох не зря, ох не даром на памятнике "Тысячелетие России" Марфа с такой злобой исподлобья смотрит на Даниила Холмского. Московские и новгородские войска сошлись 14 июля 1471 года на берегу реки Шелонь. Даниил одержал победу в том сражении. Его противник, сын Марфы новгородский посадник Дмитрий Борецкий, попал в плен. Спустя десять дней москвичи казнили его.

Когда Иван III лично прибыл в Новгород, он посетил дома многих богатых и знатных новгородцев. Но войти в дом Марфы побоялся. И его опасения не были напрасными. Говорят, Фома Курятник посадником числился лишь номинально. Фактически республикой управляла Марфа. На очередном вече были убиты многие сторонники Москвы. И тогда Ивана III понял, как подчинить себе вольнолюбивый Новгород.

15 января 1478 года в город вступили московские войска. А вскоре из него вывезли два главных символа новгородской свободы и независимости - вечевой колокол и посадницу Марфу. Из Новгорода Великого её отправили в Новгород Нижний, где постригли в монахини. Там посадница и скончалась. На памятнике "Тысячелетие России" они изображены рядом - Марфа и разбитый вечевой колокол. Два самых уважаемых сепаратиста земли русской.

Читайте в этом цикле: