Найти тему

Дуэт внимания и памяти ребёнка(учитываем особенности детей с минимальной мозговой дисфункцией)

«Творим» домашнее задание - 2

I. Надо помнить о памяти!

1. Дети - разные, память у них - разная. У ММД-детей возникают проблемы с перебросом информации из кратковременной памяти в долговременную. Сегодня ребенок всё выучил, понял, всё правильно сделал, а завтра… А завтра «Голубой огонёк» 1966 года и переделанная песенка: «Ничего не помню, ничего не знаю, ничего никому не скажу». Здесь вины его нет, выше головы ему не прыгнуть. Просто надо всё повторять и закреплять. Результат будет. А иначе нет смысла изучать новый материал: это будет дом без фундамента.

Работу над домашним заданием лучше начать с повторения материала, пройденного в школе: надо проверить, всё ли правильно понято ребенком, потом перейти к домашнему заданию.

-2

1. У детей этой категории снижение объёма оперативной памяти, т.е. они не могут вместить и удержать в уме много информации. Что сверх – то мимо.

Давайте подумаем, как учить с ребенком стихотворения, правила, определения.

  • Длинное стихотворение лучше учить отрывками.
  • Выучили правило, определение, стихотворение, рассказали – и всё! Перерыв! Иначе в работе произойдёт вот что. Заученная информация может непроизвольно явиться в ненужный момент, активизироваться и мешать последующей работе. Как? Будет проникать в какой-то новый материал, наслаиваться на него или даже вытеснять его. Перерыв в работе может защитить от этого «нашествия».
  • Вечером не требуйте, чтобы ребенок по памяти рассказал ранее им изученное или наизусть прочитал стихотворение. Лучше прочитайте это ему сами.

Спокойно, спокойно, мамы-бабушки! Никто не призывает вас растить барчука. Повторение по памяти вечером приведет ребенка к перенапряжению, а оно разрушит установившиеся в мозге связи. И что ждет детей в такой ситуации утром? Они ничего не смогут вспомнить. Вот тут слова прекрасной песни придут на ум: «Что-то с памятью моей стало».

-3

II. Внимание требует внимания

Дети с ММД испытывают значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением. При письме надо вспоминать буквы, правила, держать строку, помнить порядок действия и т.д. Могут быть ошибки, почеркушки, множество исправлений. Работая с черновиком, ребенок будет спокойнее: от души можно почеркаться там, где есть ошибки - и никаких претензий к грязи в тетради. Если у него нет зрительно-моторных нарушений, то есть вероятность, что чистовик будет более-менее соответствовать своему названию. Поработал в черновике – заслуженный отдых. Работа в чистовиках – тоже с перерывами.

III. Дуэт внимания и памяти.

-4

Дети с ММД не умеют сосредоточиться на заданной им работе, но они могут «погружаться» в работу, которая вызывает у них интерес. Понаблюдайте, как долго они могут сидеть перед ноутбуком, с конструктором и т.д. Ага! Значит, может работать безотрывно, настойчиво! Значит, могу требовать такой же усидчивости при выполнении домашнего задания! Нет, заблуждаетесь. Долго, часто в ущерб своему здоровью, дети погружены в деятельность, если она им интересна. Интерес – для них «допинг». А если нет интереса? Нет погружения в работу. Сильная мотивация извне, идущая от родителей (купим, повезем, разрешим), забирает у ребенка здоровье. Надо учесть, что эмоционально-волевая незрелость детей с ММД, неразвитость их навыков самоорганизации делают ожидания родителей часто безнадежными. Что делать? Нужна медицинская помощь. Плюс творчество родителей.

  • Откроем открытое!

Тема «Парные звонкие / глухие согласные»

- Сынок, а ты знаешь, что в русском языке между звуками, буквами, словами те же отношения, что и между нами – людьми?

- ???

- Люди испытывают друг к другу любовь, симпатию, вражду, неприязнь. А давай посмотрим, творится ли такое среди букв и звуков?

Смотри, есть глухой звук [к]. Ох и коварный, и командовать любит порой! Если до него стоит звонкая согласная буква, как он плохо ведет себя! Кричит: «Я требую! Глохни!» Давай возьмем слово «дорожка». Буква Ж, за которой прячутся два звука [ж] и [ш], после этого приказа будет звучать как глухая [ш]: [дарошка]. Но у звонких согласных есть друзья – это гласные. Услышала гласная Е приказ К и побежала, крича: «Ж, держись, я встану рядом и спасу тебя. Ребята не будут писать вместо тебя букву Ш». Встала она рядом и получилось: ДОРОЖЕНЬКА. Так дружба спасла букву Ж. Давай вместе придумаем историю спасения звонкой согласной.

-5

Если вы свой рассказ будете сопровождать написанием букв, звуков, слов или использовать рисунки, ваш ребенок будет внимательно слушать вас, лучше запомнит информацию. Ему будет интереснее составлять слова, подбирать помощницу- гласную при условии, что все буквы будут вырезаны или на картонках.

Творим!