«Творим» домашнее задание - 2
I. Надо помнить о памяти!
1. Дети - разные, память у них - разная. У ММД-детей возникают проблемы с перебросом информации из кратковременной памяти в долговременную. Сегодня ребенок всё выучил, понял, всё правильно сделал, а завтра… А завтра «Голубой огонёк» 1966 года и переделанная песенка: «Ничего не помню, ничего не знаю, ничего никому не скажу». Здесь вины его нет, выше головы ему не прыгнуть. Просто надо всё повторять и закреплять. Результат будет. А иначе нет смысла изучать новый материал: это будет дом без фундамента.
Работу над домашним заданием лучше начать с повторения материала, пройденного в школе: надо проверить, всё ли правильно понято ребенком, потом перейти к домашнему заданию.
1. У детей этой категории снижение объёма оперативной памяти, т.е. они не могут вместить и удержать в уме много информации. Что сверх – то мимо.
Давайте подумаем, как учить с ребенком стихотворения, правила, определения.
- Длинное стихотворение лучше учить отрывками.
- Выучили правило, определение, стихотворение, рассказали – и всё! Перерыв! Иначе в работе произойдёт вот что. Заученная информация может непроизвольно явиться в ненужный момент, активизироваться и мешать последующей работе. Как? Будет проникать в какой-то новый материал, наслаиваться на него или даже вытеснять его. Перерыв в работе может защитить от этого «нашествия».
- Вечером не требуйте, чтобы ребенок по памяти рассказал ранее им изученное или наизусть прочитал стихотворение. Лучше прочитайте это ему сами.
Спокойно, спокойно, мамы-бабушки! Никто не призывает вас растить барчука. Повторение по памяти вечером приведет ребенка к перенапряжению, а оно разрушит установившиеся в мозге связи. И что ждет детей в такой ситуации утром? Они ничего не смогут вспомнить. Вот тут слова прекрасной песни придут на ум: «Что-то с памятью моей стало».
II. Внимание требует внимания
Дети с ММД испытывают значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением. При письме надо вспоминать буквы, правила, держать строку, помнить порядок действия и т.д. Могут быть ошибки, почеркушки, множество исправлений. Работая с черновиком, ребенок будет спокойнее: от души можно почеркаться там, где есть ошибки - и никаких претензий к грязи в тетради. Если у него нет зрительно-моторных нарушений, то есть вероятность, что чистовик будет более-менее соответствовать своему названию. Поработал в черновике – заслуженный отдых. Работа в чистовиках – тоже с перерывами.
III. Дуэт внимания и памяти.
Дети с ММД не умеют сосредоточиться на заданной им работе, но они могут «погружаться» в работу, которая вызывает у них интерес. Понаблюдайте, как долго они могут сидеть перед ноутбуком, с конструктором и т.д. Ага! Значит, может работать безотрывно, настойчиво! Значит, могу требовать такой же усидчивости при выполнении домашнего задания! Нет, заблуждаетесь. Долго, часто в ущерб своему здоровью, дети погружены в деятельность, если она им интересна. Интерес – для них «допинг». А если нет интереса? Нет погружения в работу. Сильная мотивация извне, идущая от родителей (купим, повезем, разрешим), забирает у ребенка здоровье. Надо учесть, что эмоционально-волевая незрелость детей с ММД, неразвитость их навыков самоорганизации делают ожидания родителей часто безнадежными. Что делать? Нужна медицинская помощь. Плюс творчество родителей.
- Откроем открытое!
Тема «Парные звонкие / глухие согласные»
- Сынок, а ты знаешь, что в русском языке между звуками, буквами, словами те же отношения, что и между нами – людьми?
- ???
- Люди испытывают друг к другу любовь, симпатию, вражду, неприязнь. А давай посмотрим, творится ли такое среди букв и звуков?
Смотри, есть глухой звук [к]. Ох и коварный, и командовать любит порой! Если до него стоит звонкая согласная буква, как он плохо ведет себя! Кричит: «Я требую! Глохни!» Давай возьмем слово «дорожка». Буква Ж, за которой прячутся два звука [ж] и [ш], после этого приказа будет звучать как глухая [ш]: [дарошка]. Но у звонких согласных есть друзья – это гласные. Услышала гласная Е приказ К и побежала, крича: «Ж, держись, я встану рядом и спасу тебя. Ребята не будут писать вместо тебя букву Ш». Встала она рядом и получилось: ДОРОЖЕНЬКА. Так дружба спасла букву Ж. Давай вместе придумаем историю спасения звонкой согласной.
Если вы свой рассказ будете сопровождать написанием букв, звуков, слов или использовать рисунки, ваш ребенок будет внимательно слушать вас, лучше запомнит информацию. Ему будет интереснее составлять слова, подбирать помощницу- гласную при условии, что все буквы будут вырезаны или на картонках.
Творим!