Куратор сервиса развития карьеры «Эйч» и директор по персоналу компании «Гарвин» Анастасия Арифулина специально для канала «Опенспейс Дзена» проанализировала текущую ситуацию на рынке занятости и дала несколько напутствий тем, кто собирается искать работу в это непростое время.
Предпочтения в найме сместились: рассматриваются нетипичные кандидаты
На примере одной компании, в которой я когда-то давно работала, могу сказать: раньше на определенные позиции, скажем, в IT-сфере, при прочих равных условиях предпочтение отдавалось мужчинам.
Как только в сентябре была объявлена частичная мобилизация, некоторые компании полностью остановили наем. Им было непонятно, что будет дальше, кого в таких обстоятельствах лучше брать и стоит ли вообще нанимать новых людей.
Но сейчас от многих своих коллег по HR-цеху я слышу: фирмы начали обращать внимание на тех кандидатов, которых раньше не так охотно брали. Да, мы говорим про людей старше 45 и женщин.
Я наблюдаю эту тенденцию повсеместно: наниматели рассматривают женщин в качестве кандидатов на позиции, которые до сентября этого года были им менее недоступны. Например, в технических направлениях.
Рынок живой: он растет и развивается
Глядя на динамический отчет hh.ru, можно заметить удивительную статистику: в сравнении с прошлым годом в сентябре произошел прирост по количеству вакансий и по количеству кандидатов. Компании продолжают работу, они активно ищут способы, как вести бизнес в таких сложных обстоятельствах. Октябрьская статистика говорит о нулевом росте, но это хороший показатель для нынешней ситуации: хотя бы не ушли в минус.
Новое поведение соискателей
Ключевым фактором в выборе работодателя для многих станет наличие брони, для IT-компаний — наличие аккредитации. При выборе места работы сотрудники все больше и больше спрашивают, как компания сможет их защитить при новой гипотетической волне мобилизации.
Поиск поменялся: чтобы найти работу, нужен нетворкинг и самопиар
Да, кардинально история с наймом не изменилась: на рынке по-прежнему сохраняются типично мужские и женские профессии, а также те сферы, где предпочтение отдается более молодым кандидатам. Некоторые сдвиги при этом все же произошли.
Труднее всего найти работу будет людям на топовых позициях. Им и в спокойное время не так-то просто это делать, поиск занимал довольно длительное время, а теперь все только усугубляется.
На передний план теперь выходит наем по рекомендациям.
И речь идет не о дружеских или родственных связях, а просто хоть о каких-то. Поэтому вкладывайтесь в нетворкинг, даже если вы не топ-менеджер, а находитесь только в начале карьеры — особенно если речь об IT и маркетинге.
Активно развивается рекрутмент вне классических площадок вроде того же «Хэдхантера».
Теперь лучше работают телеграм-каналы с вакансиями, профильные паблики и даже просто посты о поиске работы в разных соцсетях.
Последнее особенно эффективно. Увы, в российском менталитете есть некоторые проблемы с тем, чтобы себя хвалить. Нужно это перебороть. При этом традиционные площадки никуда не уходят, на том же HH.ru по-прежнему стоит составлять резюме, пусть это будет вашей отправной точкой.
Главное: нужно для себя решить, планируете ли вы при любых обстоятельствах оставаться в России или хотите переехать в другую страну. От этого будет зависеть ваша стратегия поиска работы. И хотя общая тенденция на положительное отношение к удаленной работе сохраняется, многие компании начали пересматривать подход и просят сотрудников возвращаться из релокаций в офис.
Если вы принимаете решение релоцироваться
Вам нужно определиться, сможете ли вы работать на российскую компанию из другой страны. Если нет, попробуйте узнать, есть ли в той стране представительства российских компаний. Кардинальный вариант — оборвать все связи с российскими работодателями и найти работу в иностранной компании (живу в Таиланде, работаю на американскую компанию).
Если вы принимаете решение остаться
Обратите внимание на стабильность компании и сектора, в котором она работает. Организации бывают разными, и очень важно в этом смысле найти ту, которая будет вам подходить. Здесь тактика поиска осталась прежней: читайте отзывы, спрашивайте представителей компании о ее ценностях и стратегии дальнейшего развития.