Найти тему
Игорь Рабинер

Магия Гуса

Оглавление

Привет, с вами Игорь Рабинер.

С 76-летием, любимый мой Гус! Здоровья, гармонии, новых приятных впечатлений и эмоций, один из лучших людей, которых я встречал в футбольном мире!

Не забуду, как в никакущем состоянии вернулся с летней Олимпиады в Пекине, после работы на двух крупнейших (до того был Евро-2008) турнирах за три месяца. Впервые в жизни у меня появилось отвращение к любимой работе.

«СЭ» отправил брать интервью у Хиддинка в «Гранд Марриотт». Начали под капучино ближе к 11 вечера, закончили в 0.30.

Осень 2016 года. Игорь Рабинер берет интервью у Гуса Хиддинка. Фото из личного архива Игоря Рабинера.
Осень 2016 года. Игорь Рабинер берет интервью у Гуса Хиддинка. Фото из личного архива Игоря Рабинера.

Попрощался с Гусом, встал, чтобы выйти из отеля — и вдруг застыл, изумленный. Потому что поймал своё состояние. В гостиницу входил измочаленный. Полтора часа работал, спрашивал на английском, реагировал на ответы, выкладывался.

А после интервью встал в таком состоянии, будто только вернулся из отпуска.

Не знаю, как ему это удавалось.

Но знаю, что он так воздействовал на всех, кто рядом.

И именно поэтому сборная, к которой двумя годами ранее в своей стране ни один человек не относился всерьёз, на Евро сделала то, что сделала.

...Улыбчивый темнокожий водитель Хиддинка прикрыл за мной дверь переднего сиденья тренерского джипа. Пристегиваясь, я зачем-то решил спросить Гуса и его подругу Элизабет, расположившихся сзади: «А знаете, что в ваши годы в России штрафы еще были маленькими и почти никто не пристегивался?»

В ответ Хиддинк хмыкнул:

«Конечно, знаю. Скажу вам больше. Водители не только сами не пристегивались, но и оскорблялись, когда ты, будучи пассажиром, прикасался к ремню! Они возмущались: «Ты что, мне не доверяешь? Думаешь, я водить не умею?!»

За восемь лет знакомства я успел неплохо изучить Гуса и не думал, что он меня может чем-то сильно удивить. Особенно после того, как он однажды показал написанное в блокноте кириллицей слово «авось» и на моих глазах в красках – и очень точно! – расписал Элизабет, что оно означает. А на мой вопрос, зачем ему это надо, ответил: каждое такое словечко отражает психологию людей, живущих в стране. И знать их необходимо, чтобы лучше работать с командой.

Но история с ремнями безопасности, согласитесь, не слабее.

А как Гус знает нашу историю! Если бы он начал перечислять Сталина, Брежнева, Горбачева – это не удивило бы, их все знают. Но когда из уст Хиддинка я услышал фамилии Громыко (с упоминанием деталей прически бывшего министра иностранных дел СССР) и Шеварднадзе... Когда прозвучала фраза: «В какой-то книге я вычитал, будто Андропова отравили»...

И пусть мне после этого кто-то скажет, что тренерская профессия и успех в ней – это про схемы, состав и замены. Про них тоже, конечно. Но в первую очередь – про людей.

... В феврале 2015-го я подходил к амстердамскому таунхаусу Хиддинка на берегу реки Амстел и с каждой минутой волновался все больше. Десятки раз мы общались в разных отелях. Случилось побывать и в родном городке Гуса – Варссевелде – на презентации его книги, общался с его родителями и братьями. Но к себе в дом, где Хиддинк живет уже восемь лет, он пригласил впервые. Дом, оказываясь в котором ты сразу ощущаешь душу. Впрочем, разве у него могло быть иначе?..

Десять минут езды от старого центра Амстердама. Здание постройки XVIII века. Высоченные, уходящие куда-то в небо потолки. Чарующий вид на реку. В подвале – камин, барная стойка и огромный экран. Там тренер раскуривает добрую сигару и каждый день смотрит множество матчей.

Этажом выше – рабочий кабинет и столовая. На стенах и возле них – множество реликвий. Вешалка, на которой несколько футболок. Две из них – сборной России, алая и белая. На белой – автографы всех игроков. Разумеется, это память о Euro-2008.

Февраль 2015 года. Дома у Гуса Хиддинка в Амстердаме. Фото из личного архива Игоря Рабинера.
Февраль 2015 года. Дома у Гуса Хиддинка в Амстердаме. Фото из личного архива Игоря Рабинера.

Весь коридор увешан снимками. Вот Гус на тренерской скамейке с Александром Бородюком. А вот – на приеме у Дмитрия Медведева со сборной России и тогдашним президентом РФС Виталием Мутко. «С Путиным доводилось общаться?» – «Только по телефону». – «Говорят, с королем Нидерландов Виллемом-Александром у вас прекрасные отношения?» – «В прошлом ноябре он пригласил меня составить ему компанию в поездке в Корею».

Но Хиддинк не из тех, кто любит козырять высокими знакомствами. По-моему, более охотно он перечисляет куда менее знаменитых людей, с которыми поддерживает контакт. И это не только Бородюк и Корнеев, но и бывший спортивный директор «Анжи» Хасан Биджиев, и менеджер сборной России Евгений Савин, и заместитель гендиректора РФС по международным вопросам Екатерина Федышина, и переводчик «Анжи» Григорий Тихонов... Последний, кстати, был дома у Гуса неделей раньше.

Так что Россия осталась у Хиддинка в его большом сердце. А его фантастическая личность и работа - в наших.

Будьте здоровы, Гус Иванович! Точнее, Герритович. Имя вашего папы и его самого, светлая ему память, я прекрасно помню по той самой презентации книги о вас в вашем родном Варссевелде...

Вам понравилась статья?

Подписывайтесь на мой канал!

Подписывайтесь на канал «РабиНерв» в YouTube

Также можно подписаться и на мой телеграм-канал