Найти в Дзене

КОФЕЛЁК, КОФЕЛЁК! КАКОЙ КОФЕЛЕК?

Вор-щипач Костя Сапрыкин по прозвищу «Кирпич» из «Место встречи изменить нельзя» - фигура колоритная (как, собственно, и все образы, сыгранные нашими замечательными актерами в этом сериале)!
Характеризуя его, Жеглов пылко объясняет Шарапову, который «думал, что карманники – самые ничтожные воришки»:
- Ты пойми, карманник, «щипач» - это высшая уголовная квалификация. Она шлифуется годами. Поэтому ни один из них даже близко к мокрому делу не подойдет. Пойми, они с собой на кражи даже бритву не берут. Режут карманы монетой отточенной.
Поэтому ни мошенники типа Соньки-золотой ручки, ни налетчики вроде Леньки Пантелеева не считались ворами.
Образ Кирпича возник в фильме не случайно. И, хотя на дворе стояли послевоенные сороковые годы, «профессия» карманника (и их похождения) была у всех на слуху уже более полувека и обросла всевозможными легендами.
Многие города тогдашней России спорили между собой за право называться «воровским городом». В тюрьмах воры рассказывали друг другу о различных с
Станислав Садальский в роли "Кирпича" в фильме "Место встречи изменить нельзя" (1979). Реж. С. Говорухин
Станислав Садальский в роли "Кирпича" в фильме "Место встречи изменить нельзя" (1979). Реж. С. Говорухин

Вор-щипач Костя Сапрыкин по прозвищу «Кирпич» из «Место встречи изменить нельзя» - фигура колоритная (как, собственно, и все образы, сыгранные нашими замечательными актерами в этом сериале)!
Характеризуя его, Жеглов пылко объясняет Шарапову, который «думал, что карманники – самые ничтожные воришки»:
- Ты пойми, карманник, «щипач» - это высшая уголовная квалификация. Она шлифуется годами. Поэтому ни один из них даже близко к мокрому делу не подойдет. Пойми, они с собой на кражи даже бритву не берут. Режут карманы монетой отточенной.
Поэтому ни мошенники типа Соньки-золотой ручки, ни налетчики вроде Леньки Пантелеева не считались ворами.
Образ Кирпича возник в фильме не случайно. И, хотя на дворе стояли послевоенные сороковые годы, «профессия» карманника (и их похождения) была у всех на слуху уже более полувека и обросла всевозможными легендами.
Многие города тогдашней России спорили между собой за право называться «воровским городом». В тюрьмах воры рассказывали друг другу о различных способах краж, отсюда рождались так называемые «байки».
В царской России карманниками противостояли филёры – специальные сотрудники полиции, отбор в число которых был крайне жесток, потому, что режим их работы был очень тяжелым.


****

Имеет ли преступность национальность ? Странный вопрос, скажут некоторые.
- Конечно же нет!
Однако в России 100 с лишним лет тому назад так не считали. Точнее, считать могли как угодно, а вот статистика показывала совсем иное.
Понятно, что склонять (т.е. использовать) такие данные можно в своих интересах как угодно – т.е. «в любую сторону», как наиболее выгодно в определенный момент времени.
Разразившаяся накануне Первой мировой войны дискуссия в высших правительственных и военных кругах дискуссия о роли и месте вообще евреев в Русской императорской армии, заставила все заинтересованные в этом непростом вопросе стороны собрать обширнейший материал.
Как сообщалось в письме Военного Министра Сухомлинова в Министерство Юстиции от
3-го октября 1911 года за №44253 цель, которая преследовалась «в настоящем деле» было «оздоровление армии».

Сухомлинов Владимир Александрович
Сухомлинов Владимир Александрович

За помощью военные обратились к своим «соседям» с просьбой прислать сведения, касающиеся участия нацменьшинств в различных преступлениях. Сотрудники системы правосудия прислали уникальные сведения, представляющие «среднюю цифру осужденных мужчин данной народности за трехлетний период 1906-1908 г.г. по отношению к общему числу населения мужского пола той же народности по переписи 1897 года».

****

Согласно данным уголовной статистики, самыми преступными элементами в империи были прибалты, а именно – эсты. За все вообще преступления было осуждено 464 человека на 100,000 населения; за ними следовали латыши и поляки, давшие: первые 293, а вторые 243 осужденных на то же количество населения.
А вот по числу преступлений государственных первое место принадлежало евреям, коих было осуждено 15 человек на каждые 100,000 еврейского населения. За ними по числу осужденных на 100,000 соответствующей народности следовали: латыши – 11 человек, эсты – 9, русские и поляки – по 7 человек.
Что же касалось осужденных за преступления против законов о воинской повинности, то первое место по преступности в этой области принадлежало татарам, коих было осуждено 2,83 человека на 100,000 населения.
В 70-80-х г.г. XIX столетия итальянский психиатр, ставший впоследствии очень знаменитым, Чезаре Ломброзо, выдвинул тезис о том, что у людей могла иметь место врожденная предрасположенность к тем или иным преступлениям. То есть, как и в случае с кальвинистами, где ключевым понятием является вопрос об избранности, предопределении, у Ломброзо доминирующем стало воззрение о наследовании пороков (и гениальности тоже). В качестве примера он приводил музыкальные семьи Палестрины, Моцарта, семью Баха, в которой насчитывается 8 поколений музыкантов, 57 человек из этой семьи пользовались популярностью.

Строение лиц русских преступниц (из книги Ломброзо)
Строение лиц русских преступниц (из книги Ломброзо)

Развить эту тему (о распространении преступности среди различных наций в империи) помешала Первая мировая война, а затем и социалистическая революция в России.

****

К чему это я веду?
В справке Министра Юстиции И.Г. Щегловитова, составленной на имя Военного Министра В.А. Сухомлинова, говорилось, что в период с 1906 по 1908 г.г. для разных инородцев были характерны различные виды преступлений:

«… наиболее распространенным среди всех народностей преступным деянием являются различные виды кражи, за которую было осуждено около половины, а среди некоторых национальностей даже более половины, общего числа осужденных данной народности…».

Щегловитов, Иван Григорьевич
Щегловитов, Иван Григорьевич

Воровство было интернационально, а вот прочие преступления все же имели кое-какое свое, отдельное «лицо».
Так, для
поляков, литовцев, башкир, мещеряков и тептярей наиболее характерным преступлением оказалось причинение тяжких телесных повреждений.
У
евреев превалировали преступления государственные, а в 1906 году, кроме того, добавилось еще и оскорбление и неуважение власти.
Среди латышей лидировали виновные в разбое и грабеже, а в 1908 году – и в некоторых преступлениях против порядка управления.
У
эстов наибольшее, после кражи, число осужденных приходилось в 1906 г. на преступления против телесной неприкосновенности, в 1907 г. – на разбой и грабеж, а в 1908 г. – на восстание и сопротивление властям.
Что же касается
татар, то в рассматриваемый период было осуждено более всего за преступления против личности, а именно: в 1906 г. за причинение телесных повреждений, а в 1907 и 1908 г.г. за умышленное и предумышленное убийство. Однако, в 1906 г. к числу осужденных за нанесение телесных повреждений приближалось число осужденных за восстание и сопротивление властям.
Наконец, преобладающим преступлением среди
армян являлись разбой и грабеж в 1906 г., и умышленное и предумышленное убийство в 1907 и 1908 г.г.

****

В общем, как мы видим, если поляки, литовцы, татары и башкиры предпочитали решать проблемы с помощью кулака (т.е. ограничиваться просто мордобитием), то латыши, эсты и армяне решались на куда более сурово наказуемые деяния – разбой (т.е. хищение чужого имущества с помощью насилия и применением оружия). При этом некоторые из них умудрялись еще и бунтовать против власти (латыши, эсты и татары).
А вот евреи в этом списке выделились - в их «послужном списке» числились лишь беззакония против власти.

Кофе
124,2 тыс интересуются