Городок Кувшиново находится в ста шестидесяти км от Твери, и в трёхстах километрах от Москвы. Ничего особенного в нем нет. Нет здесь удивительных архитектурных сооружений, не славится он каким -
нибудь чудесным, уникальным производством, нет в нем особенной красоты. Проедешь, промчишься на маршрутке, летящей в селигерный Осташков, и не заметишь даже. Въедешь со стороны зашмыганного бывшего автовокзала, с трассы Торжок - Осташков, нырнешь в обычную полудеревенскую улицу с бревенчатыми домами, которая вдруг внезапно разрежается супермаркетом с одной стороны и деревянным Божьим храмом с другой, взглянешь на большие часы напротив фонтана и прикроешь лицо журналом, чтобы продолжить спать. Кто-то выйдет под часами и пойдет по волнистым улицам городка восвояси, а тебе - то что... Ты ведь не знаешь этих людей, будь они даже самыми стоящими, настоящими...
А среди них могут быть настоящие...
Допустим, моя знакомая Тома. Она живёт за железной дорогой, за улицей Степана Разина, в самой глубине кварталов ,что возле бумажного техникума. Она живёт там с мужем и, наверняка , с котом.
Потому что к Томе коты даже по доске ,приставленной к балкону, ходят лечится. Она носит прическу каре и красится в каштан. Она в обеденный перерыв ездит в магазины на велосипеде. И это так красиво в летние месяцы, когда везде цветут липы, и женщина едет в чуть раздувающейся юбке. Это сразу напоминает Францию. И сама Тома похожа на француженку...
Она смугла, ее руки точены, ее плечи женственны, а ноги сильны и быстры.
Она всю жизнь проработала на бумажной фабрике. Она работала в смене. И ее знают все. Все на фабрике и почти все в городе...
Но если ты посмотришь на нее, то никогда не подумаешь, что она человек фабричный, рабочий, простой. Она сродня Эйфелевой башне - изящная фигура которой красовалась ещё недавно возле здания местного Пассажа.( Макет, конечно)
Да, ты вполне можешь встретить Тому, она иногда ездит в Тверь к дочери и обязательно выйдет у часов на сером двухэтажном здании с одной стороны и у фонтана с другой. Выйдет и пойдет цокать каблучками вниз по мостовой к железнодорожному пути, к мосту через холодную Осугу, чтобы пройти по длиннющей улице Степана Разина и погрузиться в дальние районы города.
Кувшиновская фабрика - это настоящая достопримечательность городка. Она была построена ещё в 18 веке, переходила из рук в руки, пока не попала к Михаилу Кувшинову - купцу из староверов и стала процветать. Потом отошла к его сыну Сергею. Но он прохозяйствовал недолго , поехал за станками и утонул. С судном, на котором он вез машины , столкнулся итальянский корабль( велико Чёрное море, да не разойтись, видно, было) и быстро ретировался с места происшествия. Даже! Не подобрав утопающих! ( Вот она- хваленая Европа!)
Сергей не сел в шлюпку, уступив место беременной женщине ( в это время и его жена была беременна), и утонул вместе с кораблем.
После этой кончины управлять фабрикой стала его сестра Юлия Михайловна . Которая прославилась в народе беспримерной заботой о рабочих и устроительством города и фабрики. Вместе с ней в городке появилось здание Пассажа, Народный дом( нынешний клуб), замечательная баня, здание пожарной охраны, были выстроены дома для рабочих и инженеров, открыта библиотека. И сама фабрика стала работать толково , споро, организованно.
В период Советской власти она была одним из передовых бумажных производств Европейской части России, и сейчас когда стала производством капиталистическим, то тоже не утратила своей весомости.
Именно бумажная фабрика является изюминкой этого городка, его зерном, его сердцем. Здесь работают самые замечательные люди, ведь тысяча из девяти тысяч всего населения города - рабочие бумажной фабрики.
Фабрика соединяет людей не только издавна, исторически, судьба ее проросла судьбами людей, а где люди ,там и легенды.
Легенды вокруг фабрики ходят разные. Самые немыслимые порой.
Допустим, издавна живёт легенда о прорытом под холодной, медлительной Негочью подземном ходе, который ведёт к липовому парку на той ее стороне.Здесь была когда- то усадьба Юлии Михайловны. И здесь в руинах и остатках кирпичной кладки скрывается якобы выход из коридора с фабричной стороны
.
Есть легенда о том , что на территории фабрики умелые слесари изготавливали в перестроечные времена оружие. И продавали его. Что на водонапорной башне за фабричным забором во время Великой Отечественной Войны сидел немецкий радист и передавал сведения, наблюдая за перемещением поездов на железнодорожной станции.
Есть множество смешных и нелепых легенд , которые то ли выдумали изобретательные рабочие люди, то ли в самом деле происходили в стенах Каменской Бумажной Фабрики.
( По названию села Каменного, на месте которого вырос город Кувшиново)
Вот одна из таких легенд,. Ее мне переслал один из читателей, работающих на производстве. Дословно. Без купюр...
"Ооо, легенды!!! Расскажу одну из них. Когда на фабрике работал сульфитно-спиртовой завод (он так и назывался, хотя это был конечно же цех), делали технический спирт, он же "сучок". Пить его можно было только с голодухи, ну, особой, на спиртное, когда очень хочется, а нету. Вот и придумали некоторые талантливые личности, как добывать большое количество спирта раз в год. Всё дело в том, что этот раз в год на фабрике проходит останов.( Остановка фабрики авт. Рюкза- чок) Нужно ремонтировать то, что невозможно сделать при работающем оборудовании. Были на трубе, через которую качали спирт, расходомеры. Это такие сужающие устройства, выражаясь профязыком, и перепады давления на мембране дают показания на древний прибор с бумажной диаграммой. Ну, не до деталей - к сути. Труба почти горизонтальная, имеет на фланцах прокладки поронитовые. И кто-то придумал - возле сужающих поставить прокладку не с полным диаметром, а с закрытым снизу сектором. Чтобы когда останов, аккуратненько развинчиваем болты, придерживаем прокладку и - ОПА! Труба на всю длину на треть заполнена "сучком". Говорят (ну, говорят же-ж), что на праздник жизни к источнику сбежалось пол фабрики. Наливали во всё, в том числе в сапоги. Вот такая легенда. ) Кстати, про сучок это только одна из многих. Как человек знающий, что такое сужающие, могу ответственно заявить, что прокладка существенно поменяет показания прибора, а вот само сужающее действительно может оставить часть жидкости в трубе. И тут самое время снимать сапоги... )))"
Ну, вот такая легенда...
То ли правда, то ли нет... Никто не знает. Но только на фабрике люди почти живут. Потому что многие работают издавна, династиями и не помышляют поменять место работы. Потому что на фабрике работать дружно. В коллективе и время быстро идёт. И жизнь интересней. И легенды рождаются и передаются от слесаря к слесарю, от мастера к мастеру...(Кстати, если вы любите производственные, жизненные видео, загляните к Дмитрию Радостину- дальнобойщик, это видео о его разгрузке- погрузке на Каменской Бумажной фабрике, и вообще, канал специфический, мужской интересный. В конце видео есть кадры из цокольного этажа фабрики. Этажа- склада готовой продукции. Загляните, увидите рулоны картона, погрузчики , атмосферу работы на фабрике. Именно в этом цеху я нашла маленькую книжицу, из которой сведения я представляю на своём канале в этой рубрике. Она лежала , перееханная рукастым погрузчиком.)
Такие вот рабочие легенды...
Кстати, как рождаются легенды? Посмотрите это неказистое видео. Оно выложено человеком, не заморачивающимся над художественной обработкой, невесть каким ветром занесённым в Кувшиново, но потерпите и дотяните до женщины у здания клуба и услышите такое.... Услышите, самую настоящую легенду о Кувшиновой Юлии Михайловне. Которую она называет "Кувшинихой", что в принципе показательно. Ее так многие в городке зовут. И вот я думаю, что такое пренебрежительное отношение к барыне идёт ещё со времён ее самой. Потому что " как волка не корми, он все в лес смотрит"( Хотя это грубо о замечательном ,простом народе, который работал на фабрике) Наш народ, как не благодетельствуй, никогда своим не станешь. Потому что у тебя коляска с рысистыми конями, а у него корыто деревянное. И как была ты барыня , так и осталась ей.
И так будет... Только сравнявшись с народом совсем, поравнявшись с ним благосостоянием, ты можешь стать ему равным. И так и должно быть. От Бога все равны. Посмотри на детей. Все одинаковы...
Поэтому народ все новшества ,думаю, воспринимал , как подачки. И не был счастлив, пока не поднялся во времена Советской Власти. Когда каждый человек , как и другие, мог получать образование, учится, работать и не считать себя хуже других... Это мое мнение.
Ну, а что я скажу насчёт легенды, изложенной женщиной возле здания бывшего Народного дома, вы узнаете ниже. В самом конце заметки.
А француженка Тома... Ей давно за 50, но выглядит...! А если посмотреть издали, то просто, как вечная женственность , которая скользит между лип на велосипеде, чуть касаясь упругими шинами мокрой мостовой...
Летит, летит после гудка куда- то за помеченные железнодорожным мазутом деревянные ещё шпалы, вниз, вниз, за Осугу в самые дальние районы городка, где шоссе сходится с тенистыми высокорослыми лесами, и солнцем опускающимся в них...
Где то в просторах фабрики я нашла книжку. Небольшую книжку с названиями улиц и проспектов Ленинграда. ( теперешнего Санкт- Петербурга) и решила опубликовать некоторые сведения из нее. Так сблизился неяркий городок на Валдайской возвышенности и огромный город на северных островах и топях...
(Продолжение, предыдущий выпуск здесь)
Волжская улица.
Волжская улица находится в Красногвардейском районе на Малой Охте, она проходит от улицы Громова до Финляндской соединительной железнодорожной линии. В прошлом ее именовали улицей Общественного выгона, так как рядом находились пастбища.
В феврале 1941 года эту улицу назвали Волжской - по реке Волга.
Волжский переулок.
Некоторые улицы на Васильевском острове во второй половине 19 века были названы по рекам. Переулок , отходящий от Бугского переулка к Среднему проспекту, назван Волжским - по реке Волга.
Волкова деревня.
Волковой деревней по традиции называют территорию города, расположенную в районе реки Волковки, южнее Обводного канала
( Фрунзенский район).
Ещё в 15 веке на этом месте находились новгородские поселения. В переписной окладной книге Водской пятины 1500 года. Упоминается деревня на Галтеевом острове при реке Сетуй ( Большим Галтеевым островом называлось тогда обширное урочище южнее нынешней Александро - Невской лавры).
В 17 веке шведы, захватив Ижорскую землю, устраивали здесь свои усадьбы, заселяли край финнами- переселенцами.
На старинных шведских картах конца17 века по берегу реки Сутила ( в писцовых книгах - Сетуй, позднее- Черная речка, ныне - Волкова) показаны деревня Антолола, Сутила и Кауралассия.
В начале 18 века возникшая на месте старых поселений Волкова Деревня ( она именовалась и Волково) была передана Александро- Невскому монастырю.
Некоторые полагали, что название Волковой деревни связано с множеством волков., которые бродили целыми стаями., другие считают, что оно ведётся от фамилии первых поселенцев. Вторая версия более вероятна.
Со временем название деревни перешло на образовавшееся здесь кладбище. Волково.,или Волковском кладбище., Черную речку Волковку, на большой пустырь, который именовали Волковым полем, а также на отходящий от набережной реки Волковки в южном направлении Волковский проспект.
Сведения взяты из книги " Почему так названы?" , изданной в 1975 году Лениздатом. Составили ее Н.Горбачевич, Е.Хабло.
Ну а таперь о том, кто же на самом деле выиграл в карты Каменскую бумажную фабрику.
Ее , действительно, выиграли, но не Ю.М. Кувшинова, а П.Н.Трубецкой у Михаила Дубельта, женатого на дочери Пушкина, Наталье Александровне .Это было в 1867г.
Фабрика, вообще, до Кувшиновых была не очень выигрышным предприятием. И И только Михаил Гаврилович Кувшинов взялся за нее и из упадочного производства сделал замечательное выгодное предприятие.
Вот такие дела...
А теперь, пожалуйста сходите по ссылке и посмотрите на городок Кувшиново с высоты птичьего полета.
Это видео замечательное.
Здесь видно все, и старый вокзал, построенный тоже Ю.М. Кувшиновой в 1910 году вместе с железной дорогой, и здание Дома Культуры, и бесконечные воды Нижне- Негочанского водохранилища, которые лижут бетонные паперти кувшиновской дамбы.
Читайте