Найти в Дзене

«МАКСИМ» У НАС, А НЕ У НИХ

Хайрем Стивенс Максим
Хайрем Стивенс Максим

В 1-й половине XVI века вдалеке от Европы произошли два чуда, эхо от которых вскоре потрясло весь Старый Свет. Впоследствии там по-разному пытались их объяснить, и все дружно согласились, что это не что иное, как Божественная воля (ну, а что же ещё может быть).
Первое из чудес состоялось
7-го июля 1520 года на равнине Отумба в Мексике, где 500 израненных и голодных конкистадоров во главе с легендарным Эрнаном Кортесом, с 23 лошадьми и несколькими сотнями индейцев справились с 20-тысячной (а по некоторым оценкам и 30-тысячной) армией ацтеков.

-2

Спустя 12 лет, 16-го ноября 1532 года, у небольшой местности Кахамарка в Перу, произошла ещё одна битва, где 106 испанских пехотинцев и 60 кавалеристов не менее легендарного Франсиско Писарро с 4-мя орудиями и 12 аркебузами сокрушили 7-тысячную армию правителя инков Атауальпы.
Конечно, говорить о каких-то полководческих способностях не приходилось – в обоих случаях имела место обыкновенная резня несчастных индейцев. Вот уже 500 лет никто не может толком объяснить, как такое стало возможным: в качестве версий происхождения грандиозных побед называют наличие у испанцев холодного оружия, доспехов, лошадей, фактора внезапности, захвата правителя, «божественного происхождения», болезней, наконец, однако ни одно из них нельзя принять за основу. В общем, как ни крути, а Божественная воля налицо.
Тем не менее, факт остаётся фактом.
Главным результатом этих мясорубок был приток в Европу колоссальных средств – золота и серебра, которые Габсбурги использовали для достижения неосуществимой мечты, борьбы с Бурбонами и создания общеевропейской монархии.
А вот вывод из побоищ напрашивался такой - преимущество в живой силе далеко не всегда решало исход сражения, хотя это было ясно ещё в глубокой древности. Например, в битве при Гавгамелах (331 год до н.э.) Александр Македонский разгромил войско персидского царя Дария, у которого воинов было раза в два больше (плюс боевые слоны). Тем не менее, победить численно превосходящую армию считалось главной заслугой военачальника, и признанием его полководческих талантов, поэтому самых известных из таких воителей мы хорошо знаем, как говориться, «в лицо».

Битва при Иссе. Александрова мозаика
Битва при Иссе. Александрова мозаика

Однако военных гениев не так много, а потому существует и другой путь к славе и победе – изобрести новое смертоносное оружие, что также удавалось далеко не каждому.
Ну, и наконец, самое главное. Белый человек в лице испанских конкистадоров настолько впечатлился победой над несчастными индейцами, что прочно осознал своё расовое превосходство и самочинно присвоил себе право «сеять разумное, доброе, вечное» по своему собственному усмотрению. В дальнейшем этот флаг у испанцев перехватили англичане.
В 1898 году один из самых плодовитых английских писателей начала XX века
Джозеф Хилар Пьер Рене Беллок (1870 – 1953) опубликовал в сборнике с названием «Современный путешественник» («The Modern Traveller») свое знаменитое стихотворение, которое заканчивалось так:

Whatever happens, we have got
The Maxim gun, and they have not.

Эту концовку можно было перевести так -

На каждый вопрос есть четкий ответ:
У нас есть «максим», а у них его нет.

Или так –

И при событиях любых
«Максим» у нас, а не у них.

Джозеф Хилар Пьер Рене Беллок
Джозеф Хилар Пьер Рене Беллок

В общем, простора для творчества хватало. Конечно, любой перевод в литературном виде будет неточен, но дословный смысл стихотворения, думаю, уловили все. А он таков: у англичан на тот момент уже имелось на вооружении суперсовременное оружие массового поражения – знаменитейший пулемет американского изобретателя Хайрема Максима.
«Адский косильщик».
А вот у остальных его не было. Под «остальными» в данном случае подразумевались люди так называемого «третьего мира» (т.е. покоренные народы Африки, Азии и Америки). Таким термином во второй половине XX века любили называть независимые страны, не участвующие в холодной войне.
Боевое крещение пулемета Максима состоялось в 1893 году в Южной Африке, где торговая Британская Южно-Африканская компания (British South Africa Company (BSAC)) вела войну против королевства народа матабеле (ндебеле), проживавшего на территории современного Зимбабве. В армии инкоси (вождя) Лобенгулы насчитывалось десятки тысяч копейщиков и стрелков, вооруженных 9-ти фунтовыми винтовками Пибоди-Мартини, являвшейся на то время современным оружием (в результате т.н. концессии Руда, Лобенгула получил несколько сот винтовок).
Решающая битва состоялась
1-го ноября 1893 года у Бембези, примерно в 50 километрах от Булавайо. Имея умопомрачающее численное превосходство в живой силе (18:1), обладая прекрасным знанием местности и современным вооружением матабеле применили 100% самоубийственную средневековую тактику – наступление на открытой территории.

-5

Матабелы, происходившие от зулусов, использовали ту же тактику - «рога буйвола», разработанную когда-то королем зулусов Чакой. Фронтальную атаку осуществлял наиболее сильный impi (он назывался «грудь»), в то время как «рога» (два других impi) заходили с флангов и окружали противника – после чего начиналось избиение окруженных. Метод великолепно работал в Африке против других племен, а в некоторых случаях даже и против европейцев, как, например, в битве при Исандлване.
Пулемет Максима ранее никогда не использовался в бою, но первое его применение превзошло все ожидания. Новое оружие выкашивало врагов как траву. Потери матабеле составили по разным оценкам от 1,5 до 2 тысяч человек, в то время как англичане потеряли лишь четверых!

****

Раньше война была уделом избранных и по карману лишь самым богатым королевским династиям Европы. Именно они и выясняли в итоге между собой отношения. В те времена солдаты вербовались лишь на время войны. Широкое распространение наёмников в эту эпоху связано с тем, что иметь постоянную профессиональную армию, которую требовалось содержать и в мирное время, могли позволить себе только самые обеспеченные монархи, каковыми длительное время являлись Бурбоны во Франции и Габсбурги в Испании и Австрии.
В России же уже с XV века существовал значительный актив, не использовать который правители просто не могли и с помощью которого решали все насущные задачи – это людской ресурс. Здесь проживало самое большое количество народа в Европе. Поэтому не удивительно, что многочисленную северную страну побаивались и стремились использовать в своих интересах. Отсюда – заключение брака между Иваном III и Софьей Палеолог в надежде решить проблему отвоевания Константинополя у захвативших его в 1453 году турок.

Софья Палеолог. Пластическая реконструкция С. А. Никитина, 1994 г.
Софья Палеолог. Пластическая реконструкция С. А. Никитина, 1994 г.

Другой пример: немецкие невесты Петра Первого (Анна Монс и Екатерина II) и вообще вся «Лефортовская история» молодого царя, закончившаяся тем, что Россию втянули в Северную войну в угоду союзникам.
Людского ресурса в России было так много, что нередко им даже торговали в прямом смысле слова. Например, печально известный Петербургский союзный договор 1805 года, по которому Россия продала Великобритании 115 тысяч своих солдат (последняя обязывалась выплачивать союзным державам денежную субсидию в размере 1 250 000 фунтов стерлингов ежегодно за каждые 100 000 человек).
В общем, в России всегда было хорошо с людьми, и столь же плохо с различными изобретениями. Не лишним будет в этой связи напомнить пророческие слова из легендарного лесковского «Левши»:
«… Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся. И с этою верностью левша перекрестился и помер.

Левша. Иллюстрация к книге Н. С. Лескова
Левша. Иллюстрация к книге Н. С. Лескова

Доктор сейчас же поехал, об этом графу Чернышеву доложил, чтобы до государя довести, а граф Чернышев на него закричал:
- Не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть.
Государю так и не сказали, и чистка все продолжалась до самой Крымской кампании. В тогдашнее время как стали ружья заряжать, а пули в них и болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены.
Тут доктор снова Чернышеву о левше и напомнил, а граф Чернышев и говорит:
- Пошел к черту, плезирная трубка, а не то я отопрусь, что никогда от тебя об этом не слыхал, - тебе же и достанется.
Доктор подумал: «И вправду отопрется», - так и промолчал…».

Написаны эти строки были, правда, в 1881 году, спустя четверть века после смерти Император Николая I, при котором, как Вы прекрасно понимаете, ничего подобного бы на свет не появилось.