Найти в Дзене

3 совета по развитию критического мышления в кризис

Оглавление
Как не поддаваться панике в условиях информационного шума.
Как не поддаваться панике в условиях информационного шума.
Знаете, что самое ценное может сделать каждый из нас в моменты массовой паники в соцсетях?

Нет, я не про молитвы, изменённые аватарки и публичное выражение гражданской позиции.

Я про одну простую и одновременно сложную вещь - осознание, что каждый из нас сегодня и сейчас может стать источником информации.

Три простых истины коммуникации.

1. Чтобы стать для кого-то источником информации, необязательно быть первоисточником, свидетелем или участником.

2. Трансляция (она же передача) информации не освобождает от ответственности за ее распространение.

3. Именно отсутствие понимания своего вклада в общий информационный беспредел способствует росту той самой неопределённости и паники, которые, как мы знаем, наши главные враги.

Для меня это началось тревожной весной 2020-го. На всех своих лекциях по ИНФОРМАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ я рассказываю, как ехала в пустом купе ночного поезда на Питер и набивала прямо на телефоне в Пауэрпойнте канву нового тренинга.

Как работать с информацией:

  • в условиях неопределённости,
  • в условиях массовой дезинформации,
  • в условиях растущей паники.
Только задумайтесь!
Только задумайтесь!
Оказалось, практически НИКТО не умеет делать то, что мы, журналисты, воспринимаем как само собой разумеющееся. Впрочем, тоже не все...
  • Помню чаты, обсуждающие откровенные фейки с фото Рошаля и голосом не Рошаля, призывающего запихивать в маски толченый чеснок.
  • Помню чаты, плодящие домыслы после броских заголовков СМИ «Москву могут закрыть из-за ЧС».
  • Помню, как у всех сразу появились знакомые в Правительстве Москвы, родственники в Росгвардии, а потом и «красной зоне».
А ещё помню ощущение апокалипсиса и паралича, когда и сама поддалась на страшилки, что Москву закроют и меня не пустят в город, где остался мой ребёнок.

Но потом «включила журналиста» и решила проверить, при каких обстоятельствах объявляют ЧС согласно законодательству, написала знакомым юристам.

И запретила себе читать некоторые запрещённые в России социальные сети.

Мой знакомый мощный эксперт «по работе с головой» их тогда вовсе снес на телефоне.

Там слухи, вымыслы и домыслы плодились со страшной силой.

Когда нет ответственности за слив собственных эмоций в ПУБЛИЧНОЕ поле, а грань между экспертной информацией и агентством ОБС (Одна бабка сказала) стёрта, случается непоправимое.

Ситуация повторяется не первый раз.

  • Вакцинация
  • Деноминация
  • Мобилизация
Наш общий безоговорочный враг - паника. Она идеально распространяется как в условиях недостатка, так и переизбытка информации.

Потому что в обеих ситуациях обнажается наша общая ахиллесова пята - неумение включать критическое мышление и управлять эмоциями.

Тогда, в разгар ковидной истерии, я проводила несколько прямых эфиров по работе с информацией, а ещё разработала базовый тренинг.

Искренне считаю, что это отнюдь не софт, а самый что ни на есть хард скилл нашего времени.
Умение отсекать лишнее - важный скилл.
Умение отсекать лишнее - важный скилл.
  • Этому должны учить в школах.
  • Этому должны учить корпоратов.
  • Это ничуть не менее важный навык, чем, например, навык продаж, на котором все помешались.

Всю осень меня дерибанили самые близкие.

За то что я не хочу поддерживать разговоры о бактериологическом оружии, мировом заговоре и пассивности молодых, которые не лезут на баррикады «против масок».

Называли пассивной, не патриоткой, виноватой в том, что «страну довели».

А я слушала все это и понимала, вот так простых людей, не имеющих критического мышления, без особых усилий втянули в информационную войну.

Сейчас сценарий тот же.

А теперь внимание!
А теперь внимание!

Поэтому 3 простых совета:

1. Не плодите панику в массовых чатах, делясь информацией, начинающейся со слов «Говорят...».

2. Не задавайте вопрос «Че делать?» тем, кто не может на него ответить в силу своих компетенций.

Например, жильцы дома в уютном чатике не могут знать, когда отменят/объявят мобилизацию или вакцинацию.

3. Избегайте спорных тем, если не умеете отражать провокации, на которые сейчас горазды даже самые близкие.

Многим страшно. И больно.

Но это не повод втягивать других в состояние, из которого они не смогут выбраться самостоятельно.

Подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новую публикацию о том, кого чаще комментируют в социальных сетях и причём тут хейторы!

Ранее была публикация:

  • Как противостоять информационной агрессии в медиапространстве.
  • Как принимать решения в условиях массовой дезинформации.
  • Как мы сами разжигаем информационные войны.
  • Как избежать негативного отзыва. Какую роль играет в этом целевая аудитория.