Найти тему

Режиссер без имени. Или трусливая лояльность

С театральных афиш пропадают имена… Абсурдность ситуации переходит уже в откровенный цирк и балаган. Балаган, от которого хочется отвернуться, потому что вот-вот стошнит.

Российские театры начали массово «отменять» режиссеров, выступивших против спецоперации на территории Украины. Словно по мановению невидимого злого волшебника их имена исчезают с театральных афиш, сайтов театров и программок.

Среди тех, кого нельзя больше упоминать в аннотациях, оказался создатель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников. В программке МХТ его фамилию просто заменили словом «Режиссер». А ведь это МХТ! Лицо театральной России!

По мнению самого постановщика, на театральное руководство надавило начальство.

«Спектакль "Лес" уже идет на сцене МХТ 18 лет, и это первый год, когда режиссера назвали РЕЖИССЕРОМ с большой буквы Р. Когда-нибудь, я уверен, мы узнаем, кто это приказал сделать. И это не будет просто некий "чиновник – ЧИНОВНИК", тут уж точно будет стоять фамилия», – прокомментировал сложившуюся ситуацию Серебренников.

Узнаем мы или не узнаем того, кто приказал, неизвестно. Однако уже сейчас мы знаем, кто исполнил. Кто оказался, так сказать, «лучшим учеником». Кто встал на колени – хотя встают далеко не все.

Увы, но все это далеко не единичный случай. То же самое произошло и со многими другими режиссерами. Например, некоторые обозреватели обратили внимание на исчезновение имени Дмитрия Крымова из материалов к спектаклю «Му-му» в Театре Наций.

«Спектакль стоит в репертуаре на 29 ноября и 24 декабря. Но там уже нет фамилии Крымова в аннотации. Убрали. Написано дико: "Режиссер о новом спектакле:". Какой режиссер? Как его имя и фамилия?! Ну чудовищная же дикость – вот так убирать фамилии», – возмущается журналист Арина Бородина.

Среди «отмененных» подкаблучниками власти оказались также режиссер Александр Молочников и хореограф Алексей Ратманский. Не упоминается больше и писатель Борис Акунин, книги которого стали основой для ряда известных спектаклей. Все эти имена пропали с афиш и программок Большого и Мариинского театров, РАМТ и других площадок.

«Все это непотребство прикрывают "благими" намерениями – сохранить спектакли! Мы же их не снимаем! Вы что, хотите, чтобы мы сняли?! Честнее было бы – снять спектакль , а не лишать его авторства. Может, не спектакли они сохраняют, а кассу?» – пишет Ксения Ларина.

И крупнейший фестиваль «Золотая маска» опустился до позорнейшего прогиба. Там вообще решили дело просто, что называется, одним махом. Организаторы просто-напросто вообще отказались от потенциально проблемной номинации.

«Там есть спектакли Кулябина, Крымова и Туминаса… Но нет Кулябина, Крымова и Туминаса! И вообще ни одного режиссера! Просто в этом году нет номинации "лучший режиссер", вообще нету! Спектакли есть, роли, художники, композиторы. Костюмы и свет есть. А режиссеров нет» – неприятно изумлена режиссер Евгения Беркович.

Сегодня кажется, что такого количества трусов, лицемеров и прихлебателей Россия не видела со времен своего основания. И самое печальное, что первыми среди них оказались те, кто призван сеять в обществе разумное, доброе, вечное…

Бездушная театральная маска стала современной эмблемой творческой деятельности в России. У нее лишь пустые глазницы и полное отсутствие души – так же как и у тех, кто, подписав договор с Дьяволом, вычеркивает из нашей памяти имена талантливых и смелых режиссеров.