Читаю вот новости из района Прибалтики. И почему-то опять на память приходят поговорки разные. От «Лучшее враг хорошего» и «От добра добра не ищут» до «Лучше синица в руках, чем утка под кроватью». Ну, или там «Свинья грязь везде найдет»… а, нет, это из другой серии. Если про грязь, то «Из грязи в князи». Впрочем, и про свиней тоже в голове крутится. Ну и про осла в львиной шкуре, который, даже после такого маскарада, все равно орет как осел...
Почему? Почему-почему… Да, просто интересно наблюдать за постепенным возвращением людей к своему естественному состоянию, к истокам. Дальше без эмоций, только по фактам.
Вот эти самые эстляндии с лифляндиями, завоевано-купленные по итогам Северной войны, до включения в состав России принадлежали то Швеции, то Ливонскому ордену. Веками сохраняли язычество среди давно уже христианских государств. В этом случае, правда, религиозная принадлежность определяет не степень свободы/несвободы совести, а степень «зрелости» общества. Т.е. в окружении народов, уже сложившихся в национальные государства, в лесах и на болотах проживали племена. И их общественный строй был, соответственно, родоплеменным. Ну, подзадержались ребята в социальном развитии, бывает, не страшно. Вон, в Амазонии какой-нибудь, аборигены до сих пор именно так и живут.
В дальнейшем, века с XII – XIII, жмудь, аукшайты, земгалы, эсты с куршами и прочие оказываются в полном подчинении то у одних, то у других. Были окрещены, но собственной государственности не заимели, ими всегда кто-то руководил. Наконец, в 1940 г., после аж 22 лет «самостоятельности», эти «древние европейские государства» вошли в состав СССР. На правах национальных республик.
А после Великой Отечественной имел место интересный казус. Определились два противостоящих друг другу лагеря – Союз и страны соцсодружества с одной стороны и коллективный Запад (КЗ) – с другой. И вот «КЗ» решил показать всему миру, что страна-победитель живет хуже проигравшей войну Германии. Унизить. А из ФРГ, благодаря «плану Маршалла», к 1960-м уже сделали «образцово-показательную» капиталистическую страну. О том, что кредитами на восстановление Западную Германию загнали в такую кабалу, что ни в сказке сказать, ни бульдозером убрать, тактично умалчивалось.
И вот по городам Советского Союза начали разъезжать западногерманские агенты, под официальным прикрытием журналистов, технических специалистов, инженеров, помогающих в запуске какого-то нового предприятия. Цель – найти как можно более неприглядно выглядящие объекты, сфотографировать и растиражировать.
В Барнаул, например, в 1960-м в качестве инженеров-консультантов для, якобы, работы на вновь основанном Заводе синтетического волокна, прибыли два таких специалиста. Снимать отстроенный в 1951-1956 гг. по проекту архитектора Додицы Ленинский проспект они не планировали. Зачем? А вот снять, к примеру, построенный в 1942 г. рабочий поселок при заводе, эвакуированном из Сталинграда, Харькова, Ворошиловграда (Луганска) или Одессы и состоящий, естественно, из бараков – это да! «А потом про этот случай раструбят по БиБиСи»©.
Ну, «товарищей инженеров», взяли под белы рученьки. Их, как оказалось, вообще «вели» от самого Бонна. Задание они провалили. Но случай-то был не единственный. И, сильно подозреваю, что после ряда таких инцидентов советским правительством и было принято решение сделать из западных республик картинку, витрину, афишу. Превратить их в «ВДНХ» всего Союза.
И в западные республики начали «вваливать» средства. За счет других, в основном за счет РСФСР и БССР. И тебе зарплаты выше, и продукты питания какие хочешь, и одежда-обувь, и ткани-мебель, и техника бытовая, и ковры-автомобили для комплекта. И, безусловно, театры-кабаре, клубы-кафе, бары-рестораны. Смотрел, помню, фильм «Двойной капкан» и не очень-то понимал, а в Советском ли Союзе дело происходит? Короче, пропаганда! Для Запада. За счет остальных.
И что произошло с прибалтами в таких тепличных условиях? А они «вызревали, как ананасы в оранжереях». И все было замечательно. Было бы!
«Но, говорю я и повторяю это — но! Если на эти нежные тепличные растения не нападет какой-нибудь микроорганизм, не подточит их в корне, если они не загниют! А это бывает с ананасами! Ой-ой-ой, как бывает!»
На прибалтов «микроорганизм» напал! Они же ездили по нашей общей стране! В командировки, в отпуск к теплому морю от своего холодного, в армии, наконец, служили. И видели, что в других республиках живут хуже. А в России, за исключением Москвы и Ленинграда, по сравнению с ними – так вообще – нищета.
И возомнили они, что весь достаток их ничтожных республик – их собственная заслуга! Это они умеют работать и жить! Они, а не эти нищие русские. От осознания этого факта и собственной веры в эту дивную фантазию (но для них – очевидную истину) пришло завышенное самомнение и желание еще больше отличаться от русских. Служившие в торговом флоте и бывавшие за границей прибалты, помимо шмотья и сувениров, приносили с собой из рейсов «утонченные» (в их понимании) привычки и обычаи, подсмотренные у французов, итальянцев, немцев и остальных. И пытались воспроизвести у себя. Воображая себя (и совершенно искренне) этакими дэнди, рафинированными снобами, «природными европейцами». Но будучи на деле «жлобами обыкновенными».
После развала СССР их на содержание взял «КЗ». Не производя практически ничего незаменимого или просто нужного другим, прибалты на еврохаляву зажили еще лучше. А презрение к русским стало еще глубже.
Но Эйнштейн подозревал конечность даже у Вселенной (в отличие от человеческой глупости). Ожидаемо закончилось и благополучие жителей «вымиратов».
Оказалось, что еврохалява больше не поступает, презрение к русским повлекло за собой ощутимые материальные потери, откровенно враждебная риторика по отношению к России, присоединение к санкциям и прочие проявления собственной «европейскости» теми, кого европейцы еще 90 лет назад в еврозоопарках рядом с обезьянами и бегемотами показывали, автоматически «присоедилили» Трибалтику к европейскому энегрокризису.
И началось!
«Жители Латвии и Эстонии предпринимают срочные меры для того, чтобы минимизировать проблемы, которые они ожидают от предстоящей зимы».
«Поведение покупателей в магазинах уже сейчас позволяет сделать вывод о том, что люди начнут более тщательно планировать покупки, составлять списки необходимого, более внимательно выбирать продукты, приобретать товары в экономичных упаковках. Они откажутся от трат на вещи, не являющиеся предметами первой необходимости».
«Уже в сентябре нынешнего года в этой сети [торговая сеть «Elvi Latvija»] снизился по сравнению с прошлым годом спрос на продукцию премиум-класса: на икру (–49%), мясные изделия холодного копчения (–26%), различные сыры более дорогой ценовой группы (–13%). Снижается спрос на нарезанные и расфасованные мясные изделия и копчености. Меньше покупают и разные порции хлеба, очищенные овощи. В сегменте свежего мяса снижается спрос на более дорогое мясо (говядину) и растут продажи более дешевой продукции (свинины). Также падает спрос на домашний текстиль, предметы интерьера, посуду и другие товары, без которых можно обойтись».
И походы в магазин – не единственное, в чем все больше отказывают себе «еврожлобы» с балтийского берега.
«…с приближением зимнего сезона увеличивается количество квартир, выставленных на продажу в серийных домах советской постройки [считается дорогой, поскольку современная теплоизоляция не использовалась]. Люди, прежде чем получать растущие счета за отопление, пытаются сменить свое жилье на меньшее или продать вторую недвижимость, которая до сих пор предназначалась для сдачи в аренду или не была заселена».
А это уже показатель, не находите?
«Выросшие счета … вынуждают жителей Латвии обдумывать и более радикальные решения относительно своего места жительства. Если верить результатам свежих опросов, уже примерно пятая часть всех латвийцев планирует сменить жилье и переехать туда, где за него платят меньше. В том числе 11% жителей Латвии рассматривают возможность переезда в другую страну – в основном это молодежь, а также семьи с несовершеннолетними детьми».
Кроме того:
«В Латвии более чем на 100% вырос спрос на камины и дровяные печи – причем зачастую покупателям приходится ждать выбранный товар в течение нескольких месяцев».
Соседи не отстают:
«По словам продавцов эстонских магазинов, люди стали активнее приобретать сухие продукты питания, корма для животных, предметы личной гигиены, фонарики и батарейки».
«… эстонский Институт развития здоровья призвал жителей республики экономить на еде. Сотрудники института советуют эстонцам как можно реже покупать готовые продукты, полуфабрикаты и консервы, а вместо этого рекомендуют готовить самостоятельно. Бутерброды на завтрак предлагается заменить кашей, поскольку так выйдет дешевле…».
Там еще много новостей было. И все на миноре – экономить на всем, готовится к тяжелой зиме, при случае – свалить куда-нибудь…
Позвольте! А где же эти рафинированные потомки древних европейцев? Где эти высокомерные снобы, считающие, что «поняли жизнь»? Где их статус «парадной витрины Советского Союза»? Это что же получается, что на самом-то деле они никогда и ничего не умели сами? Помимо того, что, подобно некоему парнокопытному, нажраться до отрыжки из кем-то наполненного корыта, а потом рылом это корыто и опрокинуть. На ноги наполнявшего.
Вот и получается «возвращение к истокам». На нищем хуторе среди болот. И освещаемом лучиной.
Т.е., как говорила Фаина Раневская,
«Под каждым павлиньим хвостом скрывается обыкновенная куриная ж…па».