Буду категоричен.
В советском КИНО, с его колоссальной актёрской и режиссёрской школой было снято немало Шедевров в различных жанрах. Кроме криминально-детективного.
Нет, разумеется, советских детективов полно, но вот подавляющее их количество заставляет лишь оценить актёрскую игру и затем хохотать над сюжетом.
Очень популярна тема расхитителей государственной собственности, спекулянтов и контрабандистов (а особенно лихо, когда всё это объединяется в одном лице).
Потом большой пласт – халатность. И поезда идут под откос и самолёты рискуют упасть – а всё потому, что условный диспетчер откололся от коллектива, стал слушать западную музыку, и из-за этого проявил преступную халатность. Но советское общество вовремя пресекло этот преступный путь! А то ещё чего глядишь – спекулировать бы начал, а потом и вовсе – полная деградация – валютные операции!
Ещё конечно отдельный шик и роскошь – это советские адаптации мировой классики детективной литературы. Цикл фильмов о Шерлоке Холмсе Игоря Масленникова, «ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ» Станислава Говорухина, это всё прекрасные постановки, признанные во всём мире.
Но вот где, скажите вы мне, реальный трукрайм? Где серьёзная, не лубочная, реалистичная постановка? Скажу так: подобных работ очень мало, но они есть!
Разумеется, в стране, где жестокие насильственные преступления официально считались пережитками и гримасами капитализма и империализма, что иными словами означает перманентное пребывание компетентных официальных лиц в состоянии близком к глубокому наркотическому опьянению, развлекать людей, приоткрывая реальные проблемы общества никто не собирался.
Тем не менее, периодически на голубые экраны красной страны попадали выдающиеся детективные проекты. Их количество – вопрос дискуссионный – и я приглашаю желающих в комментарии, дабы это обсудить. А пока я выделю 4 картины, которые роднит между собой 3 факта: Они качественно и интересно сделаны, они сняты по литературным произведениям известных авторов, и, наконец, все они 3-6 серийные фильмы (по нынешним канонам назовём их мини-сериалами).
Ну и, как бонус, четвёртый факт, их объединяющий. Про половину из них Артём Андреевич на канале КИНО Готовцефф Band уже писал. Собственно, не стану больше томить – вот мой список лучших криминальных лент СССР:
1. «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ» Станислава Говорухина
2. «ПРОТИВОСТОЯНИЕ» Семёна Арановича
3. «ВИЗИТ К МИНОТАВРУ» Эльдора Уразбаева
4. «АДВОКАТ» Искандера Хамраева
Итак, 2 фильма из этих 4-х мы уже обсудили ранее. Про «МЕСТО ВСТРЕЧИ…» я писать не хочу – его видели, про него читали и про него писали даже дети. Значит, сегодня настало время взглянуть на «ПРОТИВОСТОЯНИЕ».
Постановщиком проекта стал известный советский режиссёр Семён Аранович, за 2 года до этого создавший хитовую военную драму «ТОРПЕДОНОСЦЫ», а также известный по фильмам «РАФФЕРТИ» и «ГОД СОБАКИ»
Актёрский ансамбль проекта богат на серьёзные имена. Назовём главных действующих лиц.
Главный следователь МВД Костенко – потрясающий и в этой роли и вообще – Олег Басилашвили
Главный антагонист, убийца и социопат Кротов - колоссальный Андрей Болтнев
Следователь в Нардыне, временный «напарник» Костенко следователь Жуков – как всегда крепкий и профессиональный Юрий Кузнецов
Вдумчивый и рассудительный третий следователь Кардава – грузинский театральный монстр Мурман Джинория
Помимо этого, у нас в различных ролях здесь появляются такие персоны, как:
Также, упомянем, что «ПРОТИВОСТОЯНИЕ» стало последней работой для восходящей Звезды советского КИНО – 35-летнего Талгата Нигматулина, убитого вскоре после съёмок, при до конца не выясненных и поныне обстоятельствах.
Сюжет у нас крайне интересный и захватывает с первых минут. За это говорим спасибо титулованному мастеру политического и военного детектива Юлиану Семёнову, чья одноимённая повесть легла в основу сценария картины, и кто собственноручно написал сценарий рассматриваемого нами фильма.
Ну и отдельного моего респекта заслуживает то, что сюжеты и повести и фильма, в свою очередь основаны на реальной, леденящей душу истории, произошедшей в 60-х гг на Магадане.
Вставлю в этом месте, что фильм снят в формате смены картинки с цветной на чёрно-белую в особо мрачных моментах. Такой приём уже не был оригинален к тому времени, но здесь он весьма уместен, ещё сильнее добавляя ощущение реализма увиденного.
Итак, милиция одного из далёких северных городов СССР расследует дело об убийстве золотоискателя, возвращавшегося с приисков домой, чьё расчленённое тело было случайно найдено близ одной из заснеженных трасс.
Расследование убийства выходит на след главного подозреваемого – Григория Милинко. Однако, вскоре выясняется, что настоящий Гриша Милинко ещё молодым был убит на войне. А из похожих по почерку на свежее убийство преступлений уже составилась целая серия по всему Союзу!
Так что же это за злобный хищник, изуверски убивающий людей и подло укравший чужое имя? И как всё это связано с Великой отечественной войной? Вы получите исчерпывающие ответы на все вопросы в этой эмоционально сильной и эффектной постановке.
Что хочется отметить? Разумеется, я немного шутил, вынося в заголовок Обзора фразу о том, что «ПРОТИВОСТОЯНИЕ» - это сериал «НАСТОЯЩИЙ ДЕТЕКТИВ» Ника Пиццолатто по-советски. Конечно, это фильмы абсолютно разные, начиная с года их выхода и заканчивая тотально разным бэкграундом их создателей.
Однако я вижу сходство постановок в серьёзном масштабном подходе к рассказу тяжёлой и болезненной истории кровавого пути серийного преступника, в мрачной реалистичности происходящего. И там и тут режиссёрам удалось добиться атмосферы напряжённого беспокойства, порой перерастающего в навязчивый липкий ужас.
И хотя в 1985 году, появление кровавого безжалостного изувера в СССР, в этой счастливой стране развитого социализма, было списано на вмешательство неких внешних сил великого Зла, тогда как омерекандцы никогда не стеснялись признавать своих проблем и не отказывались от своих упырей ни в 80-ые, ни сейчас – я всё равно ставлю между художественной значимостью этих фильмов знак равенства.
Да, у них есть МакКонахи и Харельсон, но у нас – Басилашвили и Кузнецов! И кто тут кого переиграет – вопрос далеко не однозначный.
Рекомендую этот реально интересный, захватывающий и выдающимся образом атмосферный криминальный мини-сериал всем вдумчивым любителям хороших детективов, а также ценителям отменной актёрской игры.
Ну и, пожалуй, любителям КИНО-документалистики.
Ибо подлинных и уникальных архивных кадров времён ВОВ здесь просто полный самовар!
Большинство из них впервые были показаны простому зрителю именно в «ПРОТИВОСТОЯНИИ», ведь картина снималась в преддверье празднования 40 лет Победы, и её ждал всесоюзный показ по центральному телевидению страны.
Вообще, многие критики и зрители отмечали сколь успешно и мастерски режиссёру Арановичу удаётся вплетать документальные кадры в игровое КИНО, а зачастую и снимать «под документалистику».
Желаю хорошего времяпрепровождения за просмотром хорошего КИНО и чтением канала КИНО Готовцефф Band!
До скорых встреч!
Ваш АРТЁМ АНДРЕЕВИЧ
Читайте также:
«АДВОКАТ» - Пронзительная криминальная ДРАМА Искандера Хамраева посреди постперестроечного трэша
Сергей Шакуров в эталонном советском детективе «ВИЗИТ К МИНОТАВРУ»
«ПРИГОВОРЁННЫЙ» - Неизвестный Шедевр советского КИНО
Сидихин, Яковлев, Калягин, Гармаш в забытом ЭПОСЕ Мосфильма «ДЕТИ ЧУГУННЫХ БОГОВ»
«ОХОТНИК ЗА РАЗУМОМ» (“Mindhunter”) – один из ГЛАВНЫХ проектов Netflix. Смотрим 1-ый сезон
«ОХОТНИК ЗА РАЗУМОМ» (“Mindhunter”) – один из ГЛАВНЫХ проектов Netflix. Смотрим 2-ой сезон
Янковский, Козаков, Ширвиндт, Павлов, Фарада, Гармаш, Сукачёв в незамеченной экранизации Булгакова «РОКОВЫЕ ЯЙЦА»