Итаф Рам – американская писательница палестинского происхождения. Роман «Женщина – не мужчина» – ее литературный дебют, который сразу принес ей мировую известность, в том числе, – в России. В основе книги – личный опыт Рам и ее воспоминания о детстве и юности в семье палестинских иммигрантов, покинувших родину и поселившихся в Нью-Йорке. Итаф Рам сумела вырваться из узкого круга патриархальных традиций своего рода и стать вполне современной женщиной. Она получила хорошее образование и в настоящий момент преподает английский язык и литературу в университете.
По словам Рам, она долго сомневалась, стоит ли писать о бедственном положении женщин на Востоке. Но в конце концов желание рассказать миру всю правду взяло верх, и она сочинила книгу, которая признана одной из лучших в своем жанре. В центре внимания молодой писательницы – угнетенное состояние арабских женщин, которые – несмотря на глобализацию и демократизацию общества – вынуждены жить по старым традициям. Главные героини романа отражают разные проблемы восточного общества, построенного по строгой иерархии с мужчиной во главе.
Наибольший интерес читателя вызывает девушка Дейа, которая осмелилась противостоять традиционному укладу арабской семьи. Несмотря на суровое воспитание, она хочет учиться в колледже, что по меркам ее родственников является вопиющим вольнодумством. Тема образования для женщин красной нитью проходит через повествование Рам, которая по собственному опыту знала, о чем писала. По глубокому убеждению писательницы, учеба – чуть ли не единственная возможность для восточной женщины найти себя в этом несправедливом мире.
Итаф Рам проводит мысль, что многие ее соотечественницы живут по стереотипам, главный из которых – искренняя убежденность в собственной незначительности. Например, одна из героинь романа Исра покорна не только по характеру, но и из принципа. Она от души старается угодить мужу и родственникам, поскольку искренно верит, что такая модель поведения – единственно правильная.
Роман «Женщина – не мужчина» не стал прорывом в современной литературе, однако он по праву получил всеобщее признание. Несмотря на ярко выраженную феминистическую направленность, он получился реалистичным, достаточно убедительным, а главное – интересным даже для читателей, далеких от проблем культурологии.