Найти тему
Vinoterra

Винодел: композитор или исполнитель?

Виноделие часто сравнивают с искусством. Представьте: все начинается с маленькой кислой ягоды, как с одной простой ноты. Талант и мастерство позволяют сотворить с ней настоящее чудо: выразить индивидуальность, подарить миру шедевр, вызывающий бурю эмоций. Вино, как и музыка, существует во времени: первый нос – как первые такты, затем мелодия развивается, пробуждая воображение.

Винодел – кто он в этой истории? Композитор, создающий произведение, или музыкант, передающий музыку, уже созданную природой: сортом и терруаром? Или этот удивительный вид искусства позволяет сыграть обе роли? Многие виноделы одновременно увлекаются музыкой. Почувствуем ли мы это в их винах?

Giovanni Corvezzo, владелец семейного хозяйства Corvezzo (Венето), называет себя Счастливым Фермером. Но мы знаем, что все не так просто. Джованни получил музыкальное образование и отлично играет на фортепиано. Экспорт-менеджер Niccolò Dalla Colletta был солистом и гитаристом в популярной группе Lulubelle – Pink Floyd Tribute Band. Увлечение музыкой не исчезло: под настроение друзья выступают вместе прямо в здании винодельни.

Corvezzo неоднократно участвовали в музыкальных мероприятиях. Их дегустации также могут сопровождаться музыкой. В их представлении эти два вида искусства гармонично сосуществуют и дополняют друг друга. Главная тема для производителя – органическое просекко. В классическую мелодию драгоценных Millesimato свободно встроена джазовая синкопа –нефильтрованные Shake me – prosecco col fondo, по сути то же, что модный петнат.

Кстати о джазе. На одной фотографии 1988 года, сделанной в Hotel Post в австрийском городке Lech am Arlberg, изображен необычный дуэт: органист и ударник. Подпись на снимке: «Джазово-органный грув». За ударными не кто иной, как Michael Moosbrugger, с 1996 года возглавляющий легендарное хозяйство Schloss Gobelsburg (Кампталь). В 2006 году австрийский журнал Fasltaff признал Михаэля виноделом года. Участие в jazz band – одна из страниц его жизни. Его ценности – легкость и индивидуальность. Его талант – сохранять идеальный баланс между традициями и современностью. «Традиция – это не поклонение пеплу, а сохранение огня», – цитирует Михаэль композитора Густава Малера. Лучшая иллюстрация – концепция динамического погреба, которую разработал Моосбруггер: бочки перевозятся на колесах из одной части помещения в другую. Так удается контролировать температуру ферментации, при этом избежать перекачки, а значит, уменьшить вмешательство в процесс винификации.

«Рислинги Schloss Gobelsburg : музыка столетий» назвал свою статью, посвященную 850-летию замка, винный писатель и эксперт Terry Theise. Вино с великолепного виноградника Heiligenstein он сравнил с богатым полифоническим аккордом, добавив: «И даже если вы большой винный эксперт, вы замираете, понимая, что это и есть сложность».

Еще один бывший ударник, но приверженец heavy metal, создает экспрессивные вина в Долине Луары, в Шиноне, в домене Jean-Maurice Raffault. Хотя такой ли уж бывший? Rodolphe Raffault, управляющий винодельней с 1997 года, и сейчас способен выдать блестящее соло, в том числе на декантерах и бокалах. Родольф учился в Дижоне, в Бургундии, и вернулся с новыми для родного Шинона идеями о важности терруара и значении малолактики, в частности в новых барриках. У него огромный парк бочек, и он подбирает их под каждое кюве – как инструменты для музыкальных композиций.

Дух независимости отличает и Emanuele Pelizzatti из Ar.Pe.Pe (Вальтеллина, Ломбардия). Юность этот бунтарь посвятил ламповому дисторшн и навязчивым ритмам в стиле хардкор-панк. Он выучился на геодезиста, играл на электрогитаре в группе и точно не собирался идти по пути родителей. Болезнь отца заставила сменить пластинку. Эмануэле оказался внимательным, рациональным и мудрым управляющим и виноделом. С той же страстью, с какой отдавался музыке, он теперь работает с виноградом. Из его рук выходят элегантные неббиоло с роскошной гаммой ароматов – объект поклонения экспертов и винных любителей.

Многие виноделы считают себя лишь посредниками между миром природы и человеком. Стараются максимально точно выразить свойства созданного природой шедевра. При этом они, как и лучшие музыканты, привносят свою индивидуальность. Можно попытаться расслышать в вине их мелодии.