Найти тему

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ. ОПЫТ ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Редакция газеты "Лайм"
Редакция газеты "Лайм"

Педагог-библиотекарь прогимназии Дарья Ульянова делится опытом организации курса по выбору «Школьная газета».


Несколько лет назад, когда я только пришла работать в Хорошколу, ко мне подошла педагог-организатор и сказала: «Даша, а какие курсы ты будешь вести в школе? Давай займешься газетой? НАДО».

Я ухватилась за это предложение, как за некий вызов. Мне показалось, что это очень интересный проект для меня.

Я никогда не руководила каким-либо СМИ, но работала в редакции юридического журнала, выпускала номера и спецвыпуски. Я знала, что это кропотливый и сложный процесс.

Изначально я понимала, что детская газета начальной школы должна соответствовать возрасту юных сотрудников редакции, а именно 7-11 лет. В рамках курса мне не хотелось брать на себя роль учителя, который указывает «делать это, а теперь вот это». Хотелось вдохновить ребят и научить их самостоятельно делать продукт — школьную газету. Для меня было важно, чтобы по этому продукту было понятно, что это работа детей, а не плод искусного редактирования взрослых. При редактуре сразу учитывала, что важно сохранять мысли детей — их формулировки, их словечки, важно вставлять в номера их рисунки. При этом мне хотелось создать на курсе атмосферу настоящей редакции, чтобы ребята понимали, что они являются частью важного и ответственного проекта — отвечают за школьную газету, которую прочитают и дети, и взрослые.

В этом учебном году у нас особенно хорошо идет дело. Школьной газете как курсу по выбору уже почти три года, и я сама наловчилась, как куратор, руководить процессом так, чтобы он не сбоил. При этом я не напрягаю детей настолько, чтобы они сбежали с курса от страха, непонимания и нагрузки :) Для детей это должно быть увлекательно и полезно.

Я решила составить небольшой пошаговый гайд «Как основать школьную газету», основанный на моем собственном опыте и опыте коллег. Я понимаю, как страшно начать такой проект, как много может быть непонимания и забот у будущего куратора. Надеюсь, эта инструкция поддержит вас и поможет поверить в себя :)

Школьная газета — это прекрасная идея для школы, это ее уникальная особенность, которой будут гордиться дети, сотрудники и родители. Для детей это хорошо тем, что они становятся частью особой команды, учатся брать на себя определенные роли и ответственность, участвуют в организационно сложном, но в то же время творческом процессе, результатом которого является продукт — печатная газета. Дети также получают шанс быть в курсе всего, что происходит в школе, рассказывая об этом своей аудитории.

Итак, гайд :) Вот такие шаги мне кажутся наиболее важными:

1. Определите, с каким возрастным диапазоном вы готовы работать

Например, я понимаю, что с 1 и 2 классами сложнее работать, дети еще не могут комфортно для себя писать что-то, но прекрасно собирают сплетни (зачеркнуто) новости школы и радостно выдают их на «Совете новостей» — регулярной встрече, на которой решается, какие новости пойдут в выпуск. В редакции у нас ребята из 3 и 4 классов.

2. Выделите в своем графике время, когда вы будете регулярно встречаться с детьми

С редакцией мы встречаемся раз в неделю на одном из внеакадемических слотов в течение 40 минут (школьная газета — это курс по выбору). С «Советом новостей» собираемся также раз в неделю на 40 минут (один слот/урок)

2. Подготовьтесь к первой встрече с детьми

На первой встрече необходимо подробно рассказать детям о школьной газете. Важно, чтобы дети понимали, в чем они собираются принять участие и что им предстоит делать, например, учиться брать интервью и придумывать рубрики. Предстоит рассказать, что вообще такое школьная газета и какова ее ценность для школы и для детей. Очень здорово, если при этом вы верите в то, что говорите — верите в значимость газеты :) Опыт подсказывает: когда разговариваешь с детьми «сердцем», они быстрее могут подключиться и заразиться процессом создания газеты.

3. С самого начала очень важна самостоятельность детей!

Мне было важно, чтобы название газеты и ее талисман ребята придумали сами. Конечно, это не значит, что детям нельзя помогать, подсказывать, поддерживать — нужно обязательно.

4. Договоритесь о периодичности выхода издания

Когда ваша редакция определилась со всем вышеперечисленным, наступает время творить. У нас в школе небольшая газета, всего 4 разворота, но даже для сбора информации на этот объем может понадобиться много часов. А еще нужно учитывать вёрстку. Сразу оговорюсь, что вёрсткой у нас занимается школьный дизайнер. Но я знаю, что, например, в старших классах, многие ребята сами находят приложения для самостоятельной верстки. В конце концов, у меня были девочки из 4 класса, которые делали в рамках проектной деятельности газету про попугаев и просто собирали информацию в Power Point.
Обычно мы выпускаем номер в конце учебного модуля (раз в два месяца).

5. Распределите роли

Договорились о названии, рубриках и периодичности? Идем дальше: распределяем роли в редакции. Кому-то ближе придумывать рубрики, делать иллюстрации или фото, а кому-то по душе брать интервью. К интервью важно готовиться заранее: выбрать героя (ученика, учителя, сотрудника и т.д.), придумываем и распределяем вопросы. Без теории не обойтись: важно рассказать о правилах проведения интервью, например, о том, как важно слушать человека, а не просто выпалить свой очередной вопрос :)

Я вижу огромную разницу в умении задавать правильные вопросы — в начале учебного года это выглядит одним образом (дети смущаются, их формулировки могут быть не очень точными), в конце года — все уже гораздо увереннее и опытнее.

6. Придумайте для своей команды традиции, ритуалы, может быть, секреты — то, что вас сплотит.

Например, у нас есть рубрика «5 фактов об учителе»: ребята выбирают учителя, он предоставляет любые 5 фактов о своей жизни и мы публикуем только факты. А читатели должны угадать, о каком учителе идет речь. Имя первого угадавшего ученика появляется в следующем номере газеты рядом с именем учителя, которого загадали :)

Я всегда намеренно делаю из этой рубрики невероятную тайну и говорю своим «газетчикам», что это наш общий секрет, и мы никому не раскрываем, что же это за учитель. Ребята обожают это!

6. Будьте готовы контролировать процесс

Работа куратора школьной газеты в начальной школе — это бесконечный бег и умение договариваться. Дети часто забывают свои задачки. Важно держать руку на пульсе — вовремя пробежать мимо класса и невзначай поинтересоваться, как дела с решением вопроса (найти учителя для 5 фактов, выбрать классную новость и т.д.)


Конечно, газета не будет занимать только один час вашей жизни в неделю. Важно, чтобы вы получали от этого удовольствие как куратор. Дети все чувствуют и понимают. Они будут «заряжены» вашим отношением к вашему общему делу и ходить к вам с большим удовольствием. При наличии хорошей атмосферы в команде, дети не захотят подводить вас и других ребят, и все будет делаться относительно вовремя :) Важно сохранять тонкий баланс между «я возьму на себя ответственность как взрослый и сделаю все сам» и «отдам все на откуп детям, а там как будет».