Произведение «Сломанная Колонна» – это особенно яркий пример сочетания эмоциональной и физической боли Фриды Кало (годы жизни 1907-1954). Биограф художницы Хейден Эррера (родилась в 1940 году) пишет об этой картине следующее:
«Разрыв, напоминающий трещину при землетрясении, разделяет её пополам. Открытое тело предполагает собой операцию и ощущение Фриды, что без стального корсета она в буквальном смысле этого слова развалится на части».
Сломанная ионическая колонна заменяет крошащийся позвоночник художницы, а острые металлические гвозди в это время пронзают её тело. Жёсткий холод этой вставленной колонны напоминает нам стальной стержень, пронзивший живот и матку художницы во время аварии с участием уличного автобуса. В более общем плане архитектурная особенность, которая здесь и сейчас находится в руинах, ассоциируется с одновременной силой и хрупкостью женского тела.
Помимо своих физических размеров ткань, обёрнутая вокруг таза Кало, чем-то напоминает набедренную повязку Иисуса Христа. Действительно, Фрида снова показывает всем свои раны, прямо как христианская мученица; отождествляя себя со Святым Себастьяном, девушка использует физическую боль, наготу и сексуальность, дабы донести до сознания зрителя весть о духовных страданиях.
Лицо художницы усеяно слезами, как и многие изображения Мадонны в Мексике, её глаза смотрят прямо за картину, как будто отрекаясь от своей плоти и вызывая дух. Именно из-за таких изображений Кало в наши дни и считается магическим реалистом. Её глаза не меняются никогда, они вполне реалистичны, в то время как остальная часть картины в высшей степени фантастична.
Полотно не слишком связано с работой подсознания или же с иррациональными сопоставлениями, которые более характерны для сюрреалистических произведений. Движение магического реализма было чрезвычайно популярно на территории Латинской Америки (в особенности среди таких писателей, как Габриэль Гарсия-Маркес [годы жизни 1927-2014]), и многие историки искусства ретроспективно включили в него ещё и Кало.
Понятие ранения, которое мы видим в «Сломанной Колонне» по-испански называется словом «чингада». Оно воплощает в себе великое множество взаимосвязанных значений и понятий, в том числе и быть раненным, сломанным, разорванным или же обманутым. Слово происходит от глагола «проникать» и подразумевает собой господство мужчины над женщиной. Оно неизменно относится к статусу жертвы.
Картина также, вполне вероятно, вдохновила художницу Ребекку Хорн (родилась в 1944 году) на создание перформанса и скульптуры под названием «Единорог» (1970 год). В этом произведении Хорн идёт обнажённой по пахотному полю, её тело плотно затянуто в тканевой корсет, который кажется почти таким же, как тот, который носит на себе Кало в картине «Сломанная Колонна».
Однако в произведении немецкой художницы прямая, устремлённая прямо в небо колонна прикреплена к её голове, а не вставлена в грудную клетку. Перформанс имеет мифологическую атмосферу и религиозность, похожие на картину Фриды, но при этом колонна снова оказывается цела и сильна, вполне возможно, таким образом Хорн отдала дань уважения стойкости Кало и её художественному триумфу.
- Художник – Фрида Кало
- Название – «Сломанная Колонна»
- Год создания – 1944
- Размеры – 39,8 х 30,6 сантиметров
- Материал – масло на мазоните
- Место нахождения – Музей Долорес Ольмедо (Мехико, Мексика)