У меня небольшой рассказ об одном из видных в прошлом советских деятелей Лазаре Моисеевиче Кагановиче. Вначале я кратко расскажу о его партийной и хозяйственной работе, чтобы читатель мог представить себе этого человека, прожившего 97 лет и оставившего большой след в истории Москвы 20 века.
Жизненные пути моих родных и близких пересекались с ним, одно время наша семья жила в доме 50 на Фрунзенской набережной и мы встречались с ним во дворе дома как обычные жильцы. Поэтому мне хочется рассказать о нём как о жителе Москвы – нашего большого любимого города.
Лазарь Каганович родился 22 ноября 1893г. в еврейской семье крестьян Моисея Гершковича Кагановича и Гени Иосифовны Дубинской в деревне Кабаны Радомысльского уезда Киевской губернии Российской империи. В семье было 13 детей, шестеро умерли.
Окончил он двухклассную народную школу в Кабанах, после этого учился в школе ближайшего села Мартыновичи. С 14-летнего возраста начал работать в Киеве на разных заводах, обувных фабриках и в сапожных мастерских. Некоторое время был грузчиком на мельнице «Лазарь Бродский», откуда был уволен вместе с группой молодых грузчиков за организацию акций протеста перед администрацией предприятия. Под влиянием агитации и по примеру старшего брата Михаила, вступившего в ряды большевиков ещё в 1905 году, Лазарь в конце 1911 года стал членом Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) РСДРП(б). С 1914 по 1915 год — член Киевского комитета РСДРП. В 1916 году под фамилией Стомахин работал обувщиком на обувной фабрике в Екатеринославе, был организатором и председателем нелегального Союза сапожников. Согласно официальной версии, из-за предательства провокатора вынужден был уехать в Мелитополь, где, работая под фамилией Гольденберг, вновь организовал Союз сапожников и большевистскую группу. Затем переехал в Юзовку (ныне — Донецк), где под именем Борис Кошерович работал на обувной фабрике Новороссийского общества и был руководителем большевистской организации и организатором Союза сапожников.
В начале 1930 года Лазарь Каганович стал первым секретарём Московского областного, а затем и городского комитетов партии, а также полноправным членом Политбюро ЦК ВКП(б).
В 1935 году Лазарь Каганович непосредственно руководил работой по составлению генерального плана реконструкции Москвы и архитектурного оформления «пролетарской столицы».
Началась Великая Отечественная война и в 1942 году Каганович — член Военного совета Северо-Кавказского, а затем Закавказского фронтов. По поручению Ставки участвовал в организации обороны Кавказа. 4 октября 1942 г. командный пункт Черноморской группы войск под Туапсе, на котором находился Каганович, разбомбили, несколько генералов погибло на месте, а нарком был ранен осколком в руку. В 1942—1945 годах член Государственного Комитета Обороны. К концу войны Каганович стал отходить на более мирные хозяйственные должности: с 1944 г. — заместитель председателя Совнаркома, в 1947 году — первый секретарь и член политбюро ЦК КП(б) Украины.
25 ноября 1955 года Президиум ЦК КПСС принимает решение о присвоении московскому метрополитену имени В. И. Ленина вместо Л. М. Кагановича «по предложению товарища Л. М. Кагановича». В том же постановлении отмечались заслуги Кагановича, в связи с чем станция Охотный Ряд была переименована в станцию имени Кагановича.
В 1955—1956 годах Каганович председатель Государственного комитета Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы, с 1956 по 1957 гг. — министр промышленности строительных материалов.
В 1957 году объявлен членом «антипартийной группы Маленкова – Кагановича - Молотова», снят со всех постов. 13 июля 1957 года Каганович получил строгий выговор с занесением в учётную карточку «за поведение, недостойное звания члена КПСС, за издевательство над подчинёнными сотрудниками». Кагановича переводят в Асбест директором Уральского горно-обогатительного завода до конца 1961 года. В 1957—1958 годах Каганович приезжал в Москву на сессии Верховного Совета СССР, однако на очередных выборах в Верховный Совет его кандидатура уже не выставлялась. В декабре 1961 года он был исключён из КПСС. Несмотря на многочисленные прошения, не был восстановлен в партии (в отличие от Вячеслава Молотова), однако имел ранг пенсионера союзного значения.
Далее о жизни Кагановича в Москве. Лазарь Каганович неоднократно кратковременно приезжал в Москву в 1918 – 1928гг., но на постоянную работу с женой и дочерью приехал в 1928 году. Я не нашёл адрес их проживания в те первые годы в Москве.
Известно из воспоминаний коллег, что семья Кагановичей изначально вела консервативный образ жизни в скромных условиях, как и большинство советских чиновников высокого уровня 1930-х годов.
В 1930-1931 годах городское хозяйство Москвы стало самым узким местом, затрудняя в дальнейшем развитие промышленности, удовлетворение нужд городского населения в водоснабжении, канализации, транспорте, электроснабжении, отоплении и особенно в обеспечении жильем, школами, больницами. Положение становилось крайне острым. Дошло до того, что на третьи и четвертые этажи домов вода не поступала, на городском транспорте создавались большие заторы. Рабочие роптали.
Разработка Генерального плана Москвы велась в течение трех с лишним лет. Не надо забывать, что это был первый опыт социалистического планирования такого большого города как Москва. С одобрения руководства страны ЦК МК и Моссовет образовали постоянно действующую архитектурно-планировочную комиссию МК, МГК и Моссовета (сокращенно Архплан). В эту комиссию были включены руководящие деятели МК, МГК и Моссовета: Каганович (председатель), Булганин, Хрущев, Филатов, Коган, Мельбард, Перчик, Булушев и другие, большая группа видных архитекторов - академики Жолтовский, Щусев, Щуко, профессора Чернышев, Веснин, Бархин, Гельфрейх, архитекторы Крюков, Алабян, Мордвинов, Иофан, Николаев, Колли и другие. Комиссия эта заседала еженедельно, а то и чаще, рассматривая не только вопросы, связанные с составлением плана — по магистралям, участкам, узлам и районам, но и проекты отдельных важных сооружений, в том числе и больших домов, о которых проектировщики докладывали, обосновывая и защищая свой проект, а члены комиссии давали свои замечания, советы, а иногда и отклоняли вовсе представленный проект.
Члены комиссии изучали зарубежный опыт, в особенности опыт французского барона Жорж-Эжена Османа по перепланировке Парижа в 1853-1879гг, когда была разрушена половина старого города. Но нельзя сравнивать эту, хотя и серьезную, работу с Генеральным планом Москвы, имея в виду те непреодолимые трудности, которые встречала перепланировка Парижа в связи с разрушением «священной и неприкосновенной» частной собственностью.
В Москве в результате большого коллективного труда был разработан научный, фундаментальный, коренным образом изменяющий облик города и официально принятый правительством первый Генеральный план реконструкции.
Много интересного было спланировано и воплощено в жизнь большого города. Вместе с тем город навсегда потерял много старых исторических зданий, которые раньше определяли облик Москвы.
Роль Лазаря Кагановича в реконструкции Москвы исключительно велика. Он лично давал указания архитекторам, проводил с ними собрания. Сам Лазарь Каганович вспоминал об этом так: «Говорят, будто я разрушал в Москве ценности, … это вранье. Оправдываться я не буду, поскольку не было этого. Со мной ходили и выбирали те дома, которые мешают движению… я ночами ходил по Москве, выбирал то, что нужно сохранить» (Ф. Чуев «Так говорил Каганович»).
В 1935 г. появилась концепция Третьего транспортного кольца, однако за реализацию проекта взялись через много лет в 1998г. уже при Лужкове, когда стало окончательно понятно, что Бульварное и Садовое кольцо не справляются с наплывом машин, количество которых менее чем за 10 лет выросло в несколько раз. Все участки ТТК, включая новые тоннели, развязки и реконструированные мосты, были сданы к концу 2005 г., и движение на кольце стало непрерывным.
Также Лазарю Кагановичу принадлежала идея создания запущенной в 1937 году детской железной дороги в подмосковном посёлке Кратово, которая работает и сейчас.
Город Москва. Это Каганович первый пустил по нескольким маршрутам троллейбус, который в народе так и нарекли «Лазарем Кагановичем». 15 ноября 1933 открылась первая троллейбусная линия и маршрут № 1: Белорусский вокзал — Посёлок Сокол - этот день является днём рождения московского троллейбуса, в декабре следующего 1934-го года появляется маршрут № 2: Дорогомиловская Застава — Площадь Революции, 10 мая 1935-го года официально открылся 1-й троллейбусный парк на Ленинградском проспекте.
Это Кагановичу принадлежит идея строительства метрополитена, с которой он выступил ещё летом 1931 года. Главный коммунист столицы, что называется, дневал и ночевал на ударной стройке. Члены бюро МК и МГК, в особенности Каганович, Хрущев, Булганин, регулярно бывали в шахтах, реагировали сами и коллективно в МК и МГК на каждое важное событие в Метрострое, тем более на коренные вопросы, обеспечивающие темпы и качество строительства.
Разумеется, рядом со всеми положительными сторонами при строительстве были и отрицательные явления, которые члены комиссии старались исправлять на основе своих выводов, предложений и критических замечаний рабочих, инженеров. И когда через пять лет ветка от «Сокольников» до «Парка культуры» была пущена, ни у кого не возникло сомнений, чьим именем следует назвать первое в стране метро – только Кагановича. В 1935—1955 годах Московский метрополитен, строительством которого Л. М. Каганович непосредственно руководил, носил его имя. Лишь через двадцать лет его поменяют на имя Ленина. Вообще роль Кагановича в реконструкции «пролетарской столицы» трудно переоценить.
Много было построено в 1930-40-х годах в городе, но и много разрушено. Так 5 декабря 1931 года Лазарь Каганович видел крушение Храма Христа Спасителя из квартиры № 233 на Серафимовича, 2 (Дом правительства), где жил его старший брат Михаил, член Президиума ЦК ВКП (б).
Дом правительства - образец светлого советского будущего - предназначался для лучших представителей того настоящего. Немного о Доме правительства.
После приема на работу в правительство отцу моей жены Василию Адриановичу в 1939г. предоставили жилье в Доме правительства по адресу улица Серафимовича, дом 2. Здесь Потаповы прожили 17 лет (1939 – 1956гг.) сначала в 6 подъезде, потом в 3-м.
Дом был построен в 1931 году по проекту архитектора Бориса Иофана. Жилой комплекс занимает площадь в три гектара. Стоит на Болотном острове, и связан с «материком» Большим Каменным и Малым Каменным мостами. В доме 25 подъездов. Он был первый и единственный жилищный автономный комплекс в СССР, который включал в себя жилые квартиры, клуб (ныне Театр эстрады), на верхних этажах которого были спортивные залы, кинотеатр «Ударник» на полторы тысячи мест, первый торговый комплекс (на верхних этажах продавали одежду, обувь, ткани и т.д., на первом этаже был гастроном, в подвальном помещении торговали рыбными продуктами и из бассейна можно было вылавливать живую рыбу). Дом включал прачечную и амбулаторию, сберкассу и отделение связи, детский сад и ясли, которые располагались на крыше здания у пятого и шестого подъездов. В столовой жители дома по талонам получали готовые обеды и сухие пайки, так что самим готовить пищу было необязательно. Именно поэтому во всех квартирах изначально запроектированы крошечные кухни. Во внутренних дворах дома были разбиты газоны с фонтанами.
Потом старший брат Лазаря Кагановича Михаил с семьёй переехал в один из домов графа Шереметьева по адресу Романов переулок, дом 3, строения 1, 6, 7. Дом был построен в 1890-х годах архитектором Александром Мейснером. С 1920-х годов он назывался "5-й Дом Советов". На протяжении многих лет в этом доме жили крупные государственные деятели: Лев Троцкий, Вячеслав Молотов, Михаил Каганович, Андрей Жданов, Андрей Вышинский, Никита Хрущев, Георгий Маленков, Алексей Косыгин. Также здесь жили военачальники: Михаил Фрунзе, Семен Буденный, Клим Ворошилов, Георгий Жуков, маршалы Конев, Чуйков, Тимошенко, Рокоссовский, Малиновский, а также академики Сергей Наметкин, Владимир Бармин, Николай Вознесенский. Лазарь Каганович неоднократно приезжал к брату и в эту квартиру.
С 1935 по 1944 год (с перерывами) Лазарь Каганович занимал пост наркома путей сообщения. Оказаться в сталинские времена «повелителем дорог» было сродни суициду: развивающаяся промышленность требовала работающего, как часы, железнодорожного сообщения. Но организаторский талант Кагановича в этой должности проявился в полной мере — уже через год нарком получил орден Трудового Красного Знамени «за перевыполнение плана железнодорожных перевозок и за успехи в деле организации железнодорожного транспорта».
По имеющимся сведениям, в 1941 году семья Кагановича жила в квартире в Кремле. Время было сложное и требовалось жить рядом с рабочим местом главы семьи. Квартира была небольшая: две маленькие комнаты. В Кремле были прописаны и имели квартиры девять руководителей СССР. Сталин официально жил в квартире № 1 корпуса № 1. Ворошилов - в квартире № 19 корпуса № 9 (апартаменты БКД), Каганович в квартире № 1 корпуса № 20 (Детская половина БКД). А самым «густонаселенным» был корпус № 5 (Кавалерский). «Кавалерами» были Молотов (квартира № 36), Микоян (№ 33), Вознесенский (№ 28), Жданов (№ 34), Андреев (№ 22), Калинин (№ 30). Еще 68 квартир занимали в основном персональные пенсионеры, родственники Ленина, Дзержинского, Орджоникидзе и других, а также семьи руководства комендатуры, НКВД.
Испытанием для наркома путей сообщения стала Великая Отечественная война. Хаос и неразбериха первых военных дней коснулись и путей сообщения. Когда грянула война, встала невероятной трудности задача: перебазировать за Урал промышленный и культурный потенциал с запада страны – заводы, фабрики, учреждения, библиотеки, музеи, картинные галереи, миллионы людей с их нехитрым скарбом. Для этого понадобились сотни тысяч железнодорожных вагонов, паровозов, локомотивных бригад. И они нашлись в нужном количестве! Мне не встречались в документальной литературе жалобы на нехватку того, другого и третьего.
Немного из воспоминаний отца моей жены о том времени. Василий Адрианович Потапов в то время работал в Совете народных комиссаров. Во время Великой Отечественной войны деятельность народных комиссариатов СССР была подчинена Государственному комитету обороны — чрезвычайному органу управления под руководством Председателя СНК СССР И.В.Сталина, который был создан на период войны и обладал всей полнотой власти в СССР. 24 июня 1941 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей» при СНК СССР был создан Совет по эвакуации в составе Л. М. Кагановича (председатель), А. Н. Косыгина (заместитель председателя), Н.М.Шверника (заместитель председателя), Б. М. Шапошникова, С.Н.Круглова, П. С. Попкова, Н. Ф. Дубровина и А. И. Кирпичникова. 26-го, 27 июня и 1 июля решением тех же органов в Совет по эвакуации были дополнительно введены А. И. Микоян (первым заместителем председателя), Л. П. Берия и М. Г. Первухин (заместитель председателя). 3 июля 1941 г. председателем Совета по эвакуации был назначен кандидат в члены Политбюро ЦК, секретарь ВЦСПС Н. М. Шверник. 16 июля последовало новое решение ГКО «О составе Совета по эвакуации». На этот раз в его реорганизованный состав вошли: Н. М. Шверник (председатель), А. Н. Косыгин (заместитель председателя), М. Г. Первухин (заместитель председателя), А. И. Микоян, Л. М. Каганович (в отсутствие Кагановича его заменял Б. Н. Арутюнов), М. З. Сабуров (в отсутствие Сабурова его заменял Г. П. Косяченко) и B. C. Абакумов (НКВД). 26 сентября 1941 г. при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения во главе с заместителем председателя СНК РСФСР К. Д. Памфиловым. Одновременно Памфилов пополнил состав Совета по эвакуации в качестве одного из заместителей председателя Совета.
Василий Адрианович участвовал в разработке стратегии по эвакуации предприятий черной металлургии и тяжелого машиностроения с запада страны в район Урала и в Сибирь. Одновременно принимались меры по запуску этих предприятий. И когда они заработали, на фронт пошла техника и этим удалось приблизить победу в войне. Летом и осенью 1941 года из фронтовой зоны было вывезено 2593 предприятия, в том числе 1560 оборонного значения, эвакуировано свыше 18 млн. человек. Вместе с эвакуированными в июле-сентябре 1942 г. их численность достигла 25 млн. человек.
Вот что вспоминал начальник военных перевозок в Великую Отечественную генерал технических войск Иван Владимирович Ковалёв. Началось всё с обычной военной путаницы. На очередном военном совещании в июле 1941г. И.Сталин поручил разобраться, что происходит на железной дороге. Войска сообщают, что обещанные снаряды и питание к ним не поступают.
Сталин поручает разобраться в этом Ковалёву. В помощь ему назначают Андрея Андреева, члена ЦК, когда-то бывшего наркома путей сообщения. Они долго искали и раскопали, что потерянные грузы решили доставить на фронт ускоренным путём. Начальник наркомата путей сообщения Л.Каганович договорился с военными о ступенчатой доставке. Доложили Сталину. Тот задал только два вопроса: «кто виноват?» и «как поправить дело?». Ковалёв предложил тяжёлый, но единственный путь - всесоюзная перепись вагонов. По станциям полетели циркуляры. Вскрывать все вагоны без чётких сопроводительных документов. Если там военное имущество – срочно в сводку и на фронт. Дело пошло.
Дело без последствий не осталось. Л.Кагановичу вкатили строгий выговор. А вот начальника военных перевозок Генштаба генерала Н.И.Трубецкого арестовали. Он был расстрелян по приговору Особого совещания.
По воспоминаниям Ковалёва, в то время за один день в пути тысяча семьсот эшелонов с солдатами. И девять тысяч эшелонов с оружием, боеприпасами, питанием. Одиннадцать тысяч поездов, каждый из которых сегодня нужно привезти точно куда нужно по перегруженным и местами разбомбленным станциям.
Через два месяца ситуация повторилась. Ковалёв обратил внимание, что пару дней как не поступают заявки на вагоны от Главного артиллерийского управления.
Командовал тогда управлением маршал Григорий Иванович Кулик. Мужчина крайне авторитетный и привыкший решать все вопросы лично.
Ковалёв приехал к Кулику на совещание. Там были Вознесенский, Каганович и Берия. Ковалёв рассказывал, что Вознесенский и Берия не железнодорожники. Как донести им сложность планирования движения эшелонов. Вывесил две рабочие карты с одиннадцатью тысячами значков эшелонов. С графиками движения, опозданий и прочим. Так вот поездов Кулика на картах нет. Где их теперь искать?
Каганович уверенно сказал, что у них всё учтено. И приказал заму показать, где военные эшелоны Кулика. Зам помялся и был вынужден признать, что такой информации в наркомате нет. В итоге начальники уехали к Сталину докладывать. По итогам разбирательств маршал Кулик был разжалован в генералы и снят с поста заместителя наркома обороны. А после Победы, уже в пятидесятом году настал и его черёд отправиться под следствие. Был расстрелян за вредительскую деятельность.
Вот такая была ответственность у сталинских начальников. Полномочия большие, но и спрос по полной. Оставил фронт без снарядов по злому умыслу или головотяпству – получи. Жестоко, но можно ли было в то время по-другому?
Эвакуация предприятий в тыл, на Восток, оказалась успешной, и в этом немалая заслуга Лазаря Кагановича. Поэтому его смещение с поста весной 1942 года признали поспешным, и Каганович продолжил управлять железнодорожной отраслью. Лазарь Моисеевич, образно говоря, не выпуская из рук паровозной ручки-регулятора, параллельно тянул на себе наркоматы тяжёлой, топливной и нефтяной промышленности.
Зимой 1943 года соратнику Сталина присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Мой дедушка Алексей Семёнович Фролов всю жизнь проработал на Куйбышевской железной дороге. Во время войны он был начальником цеха по ремонту железнодорожной техники.
В этот период Поволжье стало одним из арсеналов фронта, перевалочным пунктом на пути с запада на восток и обратно, и основная роль в этом принадлежала железным дорогам региона, связавшим районы боевых действий с тылом. В годы войны значение железной дороги им. В.В. Куйбышева определялось потерей ряда железных дорог на юге и западе страны и возросшим грузопотоком на железнодорожных линиях Поволжья, Урала, Сибири, которые стали главными коммуникациями по обеспечению фронта боеприпасами, военной техникой, горючим и продовольствием. Дед много рассказывал о работе Лазаря Кагановича, он высоко о нём отзывался и уважал как организатора.
После войны Кагановичи продолжали жить в Кремле. В 1950-х годах новый руководитель государства Н.С.Хрущёв решил построить каждому члену Президиума по особняку. И скоро на живописных и любимых москвичами Ленинских (Воробьевых) горах появилась анфилада роскошных особняков. Внутри они были отделаны мрамором и дорогими сортами дерева. От внешнего мира каждый особняк был отделен массивными высокими стенами. Доступ в каждый особняк пролегал через тяжелые стальные ворота и калитку. Из двора и садовой беседки особняка, стоявшего на самой бровке Ленинских гор, открывался неповторимый вид на Москву. В 1954 году Кагановичей переселили в особняк №90. Их несколько смутил большой размер жилой площади, они сначала разместились даже в кинозале. В подвале дома было оборудовано бомбоубежище. Но вот зимой стены особняка промерзали и охрана была вынуждена вешать на них одеяла, чтобы сохранить тепло.
Одновременно в те годы Л.Каганович получил дачу в Троице-Лыково около Серебряного бора. Рядом стояли дачи Н.Хрущёва, Л.Берии. Дача Кагановичей была наполовину деревянная, наполовину каменная. Наверху находились три спальни, внизу, как водится, бильярдная. Соседи по дачам часто обменивались кинофильмами, ходили друг к другу в гости.
Кагановичи скромно жили. По воспоминаниям родственников, после смерти Сталина Лазарь Моисеевич сказал: «Теперь мы себе зарплату урезали, на одну четверть. Будем получать 15 тысяч». Они за все старались платить из личных средств. Могли выписывать себе продукты на 2000 рублей в месяц, остальное докупали, что в обычных магазинах можно было купить. Когда члены Президиума ЦК урезали себе зарплату, то Кагановичи стали на даче кроликов разводить, и повар делал из них разные блюда. И огород развели на даче, сажали кукурузу, овощи.
В 1957 году Л.М.Каганович был объявлен членом «антипартийной группы Маленкова – Кагановича - Молотова» и снят со всех постов. 13 июля 1957 года Каганович получил строгий выговор с занесением в учётную карточку «за поведение, недостойное звания члена КПСС, за издевательство над подчинёнными сотрудниками». Его лишили квартиры и дачи. Он хотел уйти на пенсию, но Н.Хрущев сказал ему: «У тебя нет трудовой книжки, а если ты не работал, то какая пенсия?».
Его отправили в Свердловскую область руководить трестом «Союзасбест». Жена Мария Марковна очень переживала, а Лазарь сказал: «Раз родина посылает, надо ехать в чертов Асбест». Там он проработал три года, жил один, семья оставалась в Москве. В 1959 году он всё же оформил пенсию и через некоторое время вернулся в столицу.
Супруга Лазаря Кагановича Мария Марковна Приворотская вступила в ряды РСДРП в 1909 году. Она работала в профсоюзах, избиралась депутатом Моссовета, руководила детскими домами. После того, как Кагановичей выселили из резиденции члена Политбюро, Мария Марковна получила скромную жилплощадь как старый большевик (с 1909 года) и профсоюзный деятель в доме 50 на Фрунзенской набережной. Как вспоминала дочь Кагановича, "она даже получала по этому случаю "кремлёвский" паёк, на который они в основном и кормились в то время".
После возвращения с Урала в Москву Каганович стал жить в 384-й квартире, на шестом этаже дома № 50 на Фрунзенской набережной. Это величественное здание раскинулось на полквартала. Квартира №384 состояла из двух комнат по 20 кв.м и кухни 16 кв.м. В квартирах дома 50 жили сотрудники аппарата Совета министров СССР – как действующие, так и бывшие. Среди бывших оказалось немало громких имён: Георгий Маленков, Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович.
В 1961 году в жизни Кагановича случилось два серьезных удара - его исключили из партии, и умерла его жена. Во время оттепели в 1950-е годы, когда громко заговорили о сталинских преступлениях, от Кагановича все отвернулись. Овдовевший в 68 лет Каганович больше не женился.
Наша семья жила в доме 50 на Фрунзенской набережной с 1970 по 1975 годы в 7 подъезде на 5 этаже в комнате 2-хкомнатной коммунальной квартиры 446. Хочу рассказать немного об этом доме.
Дом был построен в начале 1950-х годов по заказу хозяйственного управления Управления Делами Совета министров СССР для своих сотрудников. Место расположения дома в те годы было на окраине города, но сравнительно близко к центру на большой излучине Москва - реки, в ее заливной пойме, совершенно свободной от построек., транспорт сотрудников центрального аппарата правительства отлично обеспечивался ведомственными машинами по двум магистралям - Комсомольскому проспекту и Фрунзенской набережной.
По проекту должно было быть построено высотное жилое здание такое же, как на Котельнической набережной и на площади Восстания, но в связи с низким уровнем земли (заливная пойма) и сложными гидрогеологическими условиями залегания грунтов была построена только нижняя массивная часть высотки в 10-16 этажей. При этом возникла необходимость с помощью насыпного грунта поднять уровень поверхности до 2 метров. Фундаментом дома явилась свайное основание из висячих свай.
Все жители, проживающие в доме, были обеспечены благоприятными, комфортными социальными условиями. В самом доме предусматривались детские ясли и детский сад со своими хорошо оборудованными прогулочными площадками, детский клуб «Огонек» по дошкольному образованию (воспитанию), библиотека им. Е.А. Фурцевой, большой дворовый стадион и хоккейная площадка, большой сквер и цветники.
Мы с женой иногда встречали Кагановича во дворе, когда гуляли там с маленьким сыном. Но в разговоры с Л.Кагановичем мы не вступали. Он был уже довольно пожилой человек.
Летом он гулял в длинном чёрном плаще, а зимой мы его встречали в длинном чёрном пальто. Удобно расположившись во дворе в тени деревьев, он любил играть в домино с пенсионерами или читал партийные журналы. Кстати, как игрок в домино он считался в нашем дворе чемпионом.
По воспоминаниям родных, Каганович ежегодно приобретал путевки в обычные дома отдыха. Он не избегал общения с другими отдыхающими, и пожилые люди охотно проводили время в его обществе. Но в этих беседах он не касался темы сталинских репрессий и своего участия в них.
Он также очень любил кататься по Москве-реке на речном трамвае. Когда повысили стоимость билетов, Лазарь Моисеевич был крайне недоволен. Он ворчал: «При мне этого не было…».
Тогда уже мало кто узнавал Кагановича. Однажды он вызвал к себе врача из местной поликлиники. Молодая женщина, беседуя с пациентом, несколько раз назвала его «гражданином Казановичем». Это вызвало у последнего вспышку раздражения. «Не Казанович, а Каганович, – сказал он и добавил: – Когда-то мою фамилию хорошо знал весь Советский Союз».
В свободное время Каганович гулял по московским бульварам.
Каганович дома имел огромную библиотеку: несколько тысяч томов, включая ценнейшие издания по искусству и философии. Но для уточнения информации, которая была ему нужна для написания мемуаров, Каганович записался в Историческую библиотеку. Когда при заполнении учётной карточки его спросили об образовании, никогда ничему не учившийся кроме сапожного ремесла Лазарь без ложной скромности сказал: «Пишите – высшее!».
С той же целью он ходил в Ленинскую библиотеку. Очевидцы рассказывали, что однажды «сталинский нарком» оказался в самом хвосте очереди желающих сдать книги и попросил у собравшихся пропустить его вперёд: «Я – Каганович». «Ну и что?! А я – Рабинович», - ответил ему оказавшийся в середине этой очереди известный в то время физик Матвей Самсонович Рабинович, обладатель созвучной фамилии.
При выходе на заслуженный отдых бывшему наркому назначили пенсию, которая на тот момент равнялась 115 руб. 80 коп. Позже, уже при Черненко, в 1980г. размер был поднят до 300 руб. При этом за Кагановичем в 1980г. закрепили ряд привилегий, включая право бесплатно пользоваться закреплённым автомобилем и лечиться в Кремлёвской больнице.
В 1985 году Каганович сломал шейку бедра и с тех пор ходил только на костылях. Походы в библиотеки и архивы прекратились.
21 июня 1990 г. в Москве состоялась его встреча с Г.А. Куманёвым — доктором исторических наук, профессором, руководителем Центра военной истории России Института российской истории РАН, академиком РАЕН.
Сам Куманёв так описывал обстоятельства той одной из последних встреч с Кагановичем:
«Поднимаюсь на 6 этаж дома №50 по Фрунзенской набережной. Дверь открывает дочь Кагановича — Майя Лазаревна. Приветливо здоровается. Из небольшой прихожей сразу попадаю в комнату, где слева в сидящем за письменным столом с трудом узнаю человека, знакомого по портретам и многочисленным фотографиям прошлых лет. Крупная, коренастая фигура, полное лицо, редкие седые волосы, густые брови, седые усы. Выражение лица кажется чуть насмешливым. Большие карие глаза испытующе, и несколько настороженно смотрят через очки с толстыми стеклами. На Кагановиче далеко не новый темно-синий атласный халат. Позади кресла — костыли. На столе — стопка книг, писем, открыток, большой чёрно-белый телевизор, несколько отточенных карандашей, линейка, увеличительное стекло, авторучка. Два шкафа с книгами, на стене и за стеклами шкафов несколько фотографий Сталина и других высших руководителей страны того времени».
Умер Лазарь Каганович в 97 лет 25 июля 1991 года за рабочим столом от инфаркта. Похоронен на 1-ом участке столичного Новодевичьего кладбища, рядом с женой Марией Каганович.
При подготовке сообщения использованы материалы:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Каганович,_Лазарь_Моисеевич#cite_note-24
2. Лазарь Каганович. «Памятные записки», М. «Вагриус», 2003г.
https://knigogid.ru/books/933372-pamyatnye-zapiski/toread/page-473
3. https://history-forum.ru/viewtopic.php?t=1100
4. https://ru.abcdef.wiki/wiki/Lazar_Kaganovich
5. HTTPS://24SMI.ORG/CELEBRITY/5248-LAZAR-KAGANOVICH.HTML
6. https://biography.wikireading.ru/104345
8. Кто живет в квартирах «героев вчерашних дней». https://www.kp.ru/daily/23509.4/39837/
9. Два расстрела за потерю вагонов. https://dzen.ru/a/Yw-GfHePP3MTlsXx
10. Герой Социалистического Труда Каганович Лазарь... http://rushist.com/index.php/russia/3420-kaganovich-lazar-moiseevich-interesnye-fakty-tsitaty
11. https://litresp.ru/chitat/ru/В/vasiljeva-larisa/deti-kremlya/27
12. https://dzen.ru/media/id/5e13d13be4fff000addec1e1/sensaciia-rezidencii-nshrusceva-chast-6-p-4-sekretnyi-osobniak-n-hrusceva-v-g-moskve-na-vorobevyh-gorah-61b89af50e61636ed4c0eea8
13. https://www.metronews.ru/novosti/moscow/reviews/dom-obessmertili-budennyy-i-prototip-bonda-1911183/
15. Две беседы с Л.М. Кагановичем. http://library.maoism.ru/kagankuma.htm
16. Из личного архива И.Хомутова