Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Неизвестный 1917-й" (Россия, 2018) и "Нейлоновая елка" (СССР, 1985)

Неизвестный 1917-й. Россия, 2018. Режиссер Галина Евтушенко. Сценаристы: Виктор Листов, Галина Евтушенко. Оператор Виктор Доброницкий.

Прежде всего, документальный фильм Галины Евтушенко «Неизвестный 1917-й» поражает размахом проделанной работы в поисках незатертых исторических материалов – в кино/фотоархивах, библиотеках. Он радует, тщательностью монтажных, визуальных и звуковых решений, ракурсов и образов.

В самом деле, многие зрители привыкли к тому, что в кинематографе (игровом и документальным) события рокового для нашей страны 1917-го года представали в виде борьбы и сражений, фронтов первой мировой, выстрела «Авроры», взятия Зимнего, Ленина на броневике и т.д. и т.п.

А ведь 1917 был и годом жизни миллионов людей далеких от винтовок и революционных митингов. Вот такая мирная жизнь и показана в замечательном фильме Галины Евтушенко «Неизвестный 1917-й». Московские дети и взрослые несутся на санках с Воробьевых гор, ходят в зоопарк, в Большом театре поет Шаляпин, кто-то слушает в ресторане пение цыган, делает ставки на ипподроме, а потомки Пушкина неожиданно для себя находят его бесценные рукописи, долгие десятилетия считавшиеся утраченными…

И даже в среде профессиональных революционеров 1917-го не было привычной для большинства советских историко-революционных фильмов однозначности. А Александра Коллонтай, оказывается, могла задавать самой себе горький вопрос: «Ну, почему, почему люди не знают сочувствия, сострадания? Разве в этом смысл революции?»…

Вот уже не первый год Галина Евтушенко (вопреки конъюнктуре) выходит к зрителям с интеллигентными фильмами об отечественной культуре и ее гениях («Эрдман и Степанова: двойной портрет в интерьере эпохи», «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи», «Толстой и Ганди: двойной портрет в интерьере эпохи», «Чехов и Левитан: Двойной портрет в интерьере эпохи» и др.).

Вот и в «Неизвестном 1917-м» она рассказывает нам о том, как жили в это время Федор Шаляпин, Игорь Грабарь, Константин Паустовский, Сергей Эйзенштейн и другие выдающиеся мастера культуры.

При этом надо отдать должное, что закадровый текст, звучащий в фильме «Неизвестный 1917-й» (написанный В. Листовым и Г. Евтушенко), очень точно стилизован под речевые обороты первых двух десятилетий прошлого века, в нем тактично использованы фрагменты литературных произведений и мемуаров…

На мой взгляд, «Неизвестный 1917-й» – один из наиболее ярких документально-монтажных фильмов последних лет. И как хочется, чтобы эту выдающуюся картину посмотрело как можно больше зрителей, неравнодушных к отечественной истории и культуре…

Александр Федоров, киновед

-2

Нейлоновая елка. СССР, 1985/1986. Режиссер Резо Эсадзе. Сценаристы: Резо Эсадзе, Амиран Долидзе. Актеры: Руслан Микаберидзе, Гурам Петриашвили, Софико Горгадзе, Котэ Чантуришвили, Зураб Кипшидзе, Анзор Джварели, Давид Двалишвили и др. 1,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Действие комедийной притчи Резо Эсадзе «Нейлоновая елка» происходит в новогоднюю ночь в пригородном автобусе, переполненном людьми, жаждущими вовремя попасть к праздничному столу. Резо Эсадзе превосходно сумел передать в своей картине атмосферу раздраженности, которая годами накапливается в людях, привыкшим к бытовым и транспортным неудобствам. Хорошо показано в фильме, как возникают самые нелепые слухи, на ходу обрастающие новыми невероятными подробностями... При этом авторы вовсе не стремились сделать из своих персонажей неких монстров. Фильм не только высмеивает, но и сочувствует. Сатира не мешает Резо Эсадзе любить, сострадать, грустить об утраченном...

Александр Федоров, киновед