«Трогательная, искренняя и полная чувств, вся она была – постоянство, рассудительность и великодушие. И чрезвычайно соблазнительная наедине с тобой…» — так маркиз д'Аржансон описывал в своих дневниках яркий образ 19-летней герцогини Гонто́, в ту пору еще маркизы де Биро́н.
Рене-Луи де Войе́ де Польми́ д'Аржансо́н более известен в истории как маркиз д'Аржансон благодаря своим знаменитым мемуарам. Когда маркизу было 23 года (тогда он был еще графом), юный аристократ познакомился с молодой дамой, ее звали Мари-Аделаида де Грамон, маркиза де Бирон, и она была на четыре года моложе его.
Мария-Аделаида вышла замуж в раннем возрасте за маркиза де Бирона, а затем заняла свое место при дворе в качестве дамы дю Пале́ среди фрейлин Марии Лещинской в 1725 году. В следующем году она и ее муж были возведены в ранг герцога и герцогини де Бирон, хотя они были известны как герцог и герцогиня де Гонто.
По словам самого маркиза д'Аржансона (который описывает ее в своих мемуарах), их бурный роман продлился всего год, потому что молодой аристократ был вынужден уехать с неотложной миссией в Эно́ по приказу Людовика XV.
Это может показаться странным, но маркиз в своих записках признаёт, что изначально эта амурная интрижка была спровоцирована именно юной герцогиней Гонто. Он приписывал это не какому-то особому чувству кокетства, а скорее тому, что, поскольку она вышла замуж в раннем возрасте, то была более опытна в делах любви, чем он.
Их роман, правда, закончился весьма мирно и незаметно; как только маркиз уехал, герцогиня завела себе другого любовника (ее муж умер незадолго перед этим) — и в конце концов вышла за него замуж.
Неизвестно, продолжала ли герцогиня испытывать романтические чувства к своему бывшему возлюбленному, но известно, что в его случае это было именно так. Какое-то время маркиз страдал из-за этой потери. В его воспоминаниях сохранились свидетельства того, что он продолжал любить ее даже после замужества — по его собственным словам, он «часто горько сожалел об их разрыве».
Несмотря на то, что их страсть длилась совсем недолго, сохранилось несколько их писем, которые говорят нам, что у них были особо теплые отношения в течение многих лет после этого. Сохранившиеся письма датируются 1737–1740 годами — годом смерти мадам де Гонто.
Несмотря на свое сожаление, а может быть, именно из-за него, после замужества герцогини он перестал навещать ее в ее доме. Впрочем, сам он не лишал себя женского общества — другие любовницы следовали одна за другой после дорогой его сердцу герцогини. Это и неудивительно: кроме того, что молодой маркиз был знатен, он был богат и невероятно умен, слыл другом Вольтера и Дидро, и на хорошем счету у короля, назначившего д'Аржансона на пост государственного секретаря по иностранным делам (читай — министра иностранных дел).
Но почему же маркиз сам не женился на герцогине, когда она овдовела? На это была весьма веская причина: маркиз уже был женат. В 1718 году Рене-Луи женился на Мари-Мадлен Мелианд; год ее смерти кажется спорным, но один источник указывает, что это был 1781-й, так что своего мужа она пережила почти на четверть века.
Буду благодарен за подписку и рад вашим комментариям. Ниже ссылки на другие мои статьи: