Почти каждый день мы сталкиваемся с франшизами: кофейня, в которую вы ходите на обеде, магазин одежды, в котором вы купили то самое пальто или салон красоты, в котором работает ваш любимый мастер. Все это может оказаться бизнесом, который открылся в одном городе, а после - масштабировался по всей стране.
Но с франшизами мы встречаемся и в других сферах - кино, литература, компьютерные игры. Одним словом, в медиапространстве.
Медиафранчайзинг – это линейка продукции, которая связана едиными элементами.
Общим звеном может быть, что угодно - вселенная, в которой происходит действие или определенные персонажи. Вспомним киноприключение «Пираты Карибского моря». Франшиза началась с оригинального фильма и продолжилась частями - «Сундук Мертвеца», «Проклятие Черной Жемчужины», «На краю света» и другими.
Права на франшизу могут купить другие компании для дальнейшего использования и создания новых медиапродуктов. Так получилось со «Звездными войнами». Франшиза включала в себя вселенную, персонажей, комиксы, мультсериалы и книги. Все это принадлежало американской студии «Lucasfilm». А в 2012 году ее выкупила «The Walt Disney Company», которая и получила все права.
КИНО
В мировом прокате кинофраншизы - это основной двигатель индустрии. В России до недавнего времени тоже. Если открыть сайт любого кинотеатра, то можно увидеть, что подавляющее большинство премьер - это сиквелы, приквелы, кроссоверы и спин-оффы. Процент оригинальных, самобытных фильмов значительно меньше.
«Marvel» - пожалуй, самый яркий пример того, как важны франшизы для кино. 14 лет назад студия сняла первый блокбастер о Железном Человеке, а после стала выпускать по 2-3 фильма в год в той же вселенной, права на которую есть только у Marvel.
Очевидно, что за рубежом кинофранчайзинг - явление частое. Здесь стоит вспомнить и «Гарри Поттера», и «Людей в черном», и «Джеймса Бонда», и «Властелин колец». Отечественных кинофраншиз в России почти нет. Одно из исключений - студия «Мельница», которая выпускает мультфильмы по франшизе «Три богатыря». То, как нарисованы персонажи, мир, в котором происходит действие фильмов, и прочие признаки - все это выделяет серии среди других отечественных мультиков и соотносит их с определенной франшизой, которая защищена авторским правом.
ЛИТЕРАТУРА
С литературой все то же самое. Правда, писатели создавали предыстории и продолжения своих произведений до того, как это стало мейнстримом.
Франшиза в литературе – это права на элементы авторской вселенной: будь то придуманный мир или его персонажи, которые принадлежат конкретному писателю или издательству и могут быть проданы.
Как и в кино, в литературе - огромное количество франшиз. В классике - меньше, в фантастике - больше. Такие произведения подарили нам целые литературные циклы, которые помогли их авторам стать популярными. Многие из них экранизировали и многие из них вы, конечно, смотрели. И, надеемся, что читали.
«Гарри Поттер» английской писательницы Джоан Роулинг или «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина (экранизация - «Игра престолов»).
В российской литературе можно выделить серию романов Бориса Акунина об Эрасте Фандорине.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ
Технологии создания компьютерных игр гораздо моложе киноиндустрии, но по объему производимых франшиз, первые нисколько не уступают вторым. В гейм-разработках крутятся огромные деньги, поэтому компании выпускают высокобюджетные проекты, ориентируясь на предпочтения аудитории.
Во франчайзинг в гейм-сфере входят названия, вселенные, персонажи и определенные элементы.
Пожалуй, самый яркий пример - игра про братьев-водопроводчиков «Super Mario Brothers». В 1981 году эти персонажи впервые появились на игровых автоматах, но тогда они принадлежали другой франшизе - «Donkey Kong». Со временем вселенная братьев Марио выделилась в отдельную.
Кино + литература + игра
Все эти сферы тесно связаны между собой. Например, когда одно произведение получает признание мирового сообщества и любовь фанатов, владельцы авторских прав пытаются выжать из него максимум: снять фильм, разработать игру, сделать мерч, создать мобильное приложение по мотивам и многое другое.
Покупка прав на разные адаптации идет на пользу не только популярности будущих проектов, но и росту популярности оригинала. Тот же «Гарри Поттер», будучи книжной вселенной, хоть и имел много поклонников по всему миру, но оглушающий успех получил только после экранизации.
Если какой-то продукт выходит исключительно успешным, вопрос о продолжении или распространении франшизы на другие сферы, как правило, не стоит. Но иногда удачным может быть только оригинал, последующие продукты выходят к аудитории более низкого качества. Так получилось с фильмом «Обитель зла». Первая часть имела успех: ее оценили и те, кто до этого был знаком с компьютерной версией, и те, кто впервые увидел историю лишь в кинотеатрах. Но после, с каждым новым фильмом, качество готового продукта все больше разочаровывало фанатов.
А вот другой пример - «Назад в будущее». Режиссеры сняли всего три части, закончив идейный сюжет, и отказывались делать продолжение или продавать авторские права, поскольку посчитали, что лучше оригинала уже не снять.
Медиафраншизы позволяют ставить запятые, а не точки в ваших любимых историях. С их помощью «шоу продолжается», сюжетные линии развиваются и как будто живут вечно. Производители растягивают удовольствие и дают вам возможность снова и снова погружаться в выдуманные миры и вселенные.