Найти тему

Движения кистью в живописи

2,4K прочитали

имеют большое значение и не должны быть случайными.

Есть устоявшаяся рекомендация, о которой слышали практически все начинающие художники: «класть мазки по форме». Но ведь сначала нужно найти эту форму? Иначе как накладывать мазки «по форме», если она пока до конца не найдена и видится рисующему/пишущему в начале работы весьма приблизительно, особенно если этот художник - начинающий или любитель?

На самом деле правильнее сказать – искать мазками форму, движениями кисти прощупывать её.

На первый взгляд может показаться, что это одно и то же. На самом деле рисующий/пишущий начинает укладывать мазки так, как он в данный момент представляет форму, то есть не до конца точно, краска ложится условно, форма получается вялой и неубедительной. Дальнейших же поисков-поправок не происходит, потому что мы же уже "писали по форме". Только что-то получилось не очень...

Кроме того, движения по форме могут быть многовариантны - вдоль, поперёк, наискосок - и всё "по форме". А как понять, как лучше и как правильно?

Как же должен происходить поиск формы?

Делаем движение кистью, и – если оно помогает передать видимый нами объём, это верное решение. Если нет – ищем дальше!

(Мы же помним, что творчество – это постоянный поиск. Для того, чтобы искать объём успешно, не забываем смотреть на натуру правильно!)

Что касается объёмных объектов, будь то фрукты и вазочки в натюрморте, трава и масса листвы в пейзаже, одежда, волосы и лепка лица в портрете -да, над этим умением нужно будет серьёзно поработать, прежде чем движения кистью станут уверенными и убедительными .

Если речь идёт о плоскостях – вертикали фона, горизонтали основы, то тут всё немного проще – на вертикальных поверхностях мазки будут скорее тяготеть к вертикали, а горизонтальные поверхности желательно «выкладывать» мазками ближе к горизонтальным (разумеется, возможны небольшие отклонения – нужно следовать за натурой и оценивать результат; например, если в постановке драпировка, мазки пойдут по ней, повторяя движения ткани, а могут лечь и поперёк, если того требует освещение и т.п.).

Здесь примеры работ, где хорошо видны фактурные движения кистью как по объектам, так и по фону. Это масляная живопись, но рекомендации относятся также и к живописи другими материалами: темперой/акрилом, гуашью, акварелью.
Листайте галерею с примерами:

Стараюсь давать теорию максимально конкретно, без "воды", но исключительно по делу. Если информация была полезной - ставьте лайк!
Всем успехов в творчестве и хорошего настроения!

Буду рада новым подписчикам!