Найти тему
93,3K подписчиков

Расстановка ситуации на фигурках. Диагностика

Молодой человек, 23 года, пришел на прием по настоянию мамы. Маму беспокоило то, что у сына не складываются отношения с противоположным полом и он ведет замкнутый образ жизни. Кирилл, назовём клиента так, был согласен, что проблема присутствует и ее желательно решить, но особой мотивации к работе у него не было. Также чувствовалось большое недоверие и настороженность в контакте.

Запрос звучал так: понять, почему не складываются отношения с девушками.

Работа в рамках эмоционально-образной терапии не получалась, клиенту была непонятна работа с образами. В этом случае я обычно использую либо метафорические карты, либо фигурки. Это те же самые образы, но в вещественном, осязаемом выражении.

Кириллу было предложено выбрать фигурку, олицетворяющую его и образ привлекательной для него женщины. Был выбран цыпленок - клиент и розовая лошадь - женщина. Они располагались на значительном расстоянии друг от друга. Цыпленок смотрел на лошадь, а лошадь была повернута боком к цыпленку.

Кирилл посмотрел из образа цыпленка на женщину, она была недосягаема, вызывала страх, но была одновременно очень притягательна. От нее ожидалось, что она обратит внимание на цыпленка, даст ему тепло, любовь и защиту, т.к. она большая, а он маленький. Я заметила, что это Кирилл хочет от женщины выполнения материнской роли. Он согласился.

Взглянув из образа лошади на цыпленка, клиент рассказал, что его почти не видно. Он совсем не интересен, он никто и звать его никак – так часто говорила мама. Кирилл осознал и прочувствовал, что сейчас у него нет шансов привлечь внимание той женщины, которая ему нравилась, он понял почему это так. Мне показалось удивительным, что красивый, крупный парень ассоциирует себя с цыпленком, и это не вызывает у него ни малейшего отторжения, он согласился с этой ролью. Но контраст между образом мужского и женского зацепил его, появился некоторый интерес и азарт к работе.

Хотя запрос был формально выполнен, ситуация требовала раскрытия. Возникла тема матери, цыпленок явно нуждался в осознавании своих ресурсов, и пересмотре мужского образа, и вообще неплохо бы было понять, откуда взялась проблема формирования такого образа "я". Новый запрос был: понять, как сложилась, что у молодого мужчины такая низкая самооценка.

Я предложила символически изобразить актуальную жизненную ситуацию Кирилла. Для того расставить все существенные фигуры его жизни на столе. Не только людей, но и ресурсы и антиресурсы.

Молодой человек, 23 года, пришел на прием по настоянию мамы. Маму беспокоило то, что у сына не складываются отношения с противоположным полом и он ведет замкнутый образ жизни.

Мама, брат и кот стоят отдельной группой. Мама повернута к брату и коту, не смотрит на цыпленка также, как и лошадь. Она строгая, холодная, деловая женщина. Ревность и неприязнь к брату со стороны Кирилла выражается в том облике, который ему дан - свинья. Интересно, что в семье лишь кот является родственной душой и перекликается с образом цыпленка. Фигурки котов были в наличии, но Кирилл выбрал желтого утёнка.

У Кирилла была не сказать, что любимая, но устраивающая его работа, в ней он считал себя достаточно компетентным. Работу олицетворяла деревянная игрушечная лошадка, на которую клиент посадил цыпленка. Я спросила, помогает ли ему работа сравняться с лошадью, достичь ее уровня. Кирилл сказал, что да, он пытается, но это ему не удается. Цыпленок на деревянной лошадке никак не дотягивал до свободной розовой лошади.

Тачку Кирилл всё время таскает с собой, она тяжелая, чем-то нагружена, он даже не знает чем, но должен ее таскать. Это должествования и приказы от мамы. Он не имеет права отказаться. Молодой человек чувствовал себя в ловушке, т.к. мама добивалась от него полного отказа от своих интересов в пользу семьи, практически пожертвовать собой (подробности ситуации не могу раскрыть). И он не видел ни малейшей возможности отказаться, хотя жил отдельно и был финансово независим от мамы.

От мамы Кирилл хотел тепла, признания, внимания. И до сих пор надеялся, что своим самопожертвованием он сможет их заслужить. Всё внимание получал брат и даже коту немного доставалось.

Ресурсы у Кирилла тоже есть - это сундук с сокровищами. Молодой человек знает, что эти сокровища очень ценные, их много, но он ни разу туда не заглядывал. Сундук также надо скрывать и прятать, а то мама отберет и отдаст брату. Он приберегает сокровища на потом, на то время, когда будет безопасно ими пользоваться. В качестве домашнего задания я предложила Кириллу в спокойной, безопасной обстановке заглянуть в этот сундук и посмотреть, что же за сокровища ему принадлежат. Нарисовать или перечислить их. А также ответить на вопрос: откуда они у него, от кого достались?

Молодой человек, 23 года, пришел на прием по настоянию мамы. Маму беспокоило то, что у сына не складываются отношения с противоположным полом и он ведет замкнутый образ жизни.-2

Картина обрисовалась достаточно полная. Сам Кирилл увидел и понял многое, получил ответы на свои вопросы. Оказалось, что он может говорить на языке образов, понимает этот язык, образы гораздо глубже и многограннее выражают суть людей, отношений и событий.

С любовью,

психолог, мастер ЭОТ, арт-терапевт,

Светлана Шмелёва

Правила конфиденциальности соблюдены, разрешение на публикацию от клиента получено.

Автор: Шмелева Светлана Евгеньевна
Психолог, Терапевт ЭОТ Арт-терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru